Три логические части этой насыщенной клавирной программы имеют собственные подзаголовки, «отграничивающие» каждую из них в самостоятельное стилистическое явление, контрастное остальным двум – как по временному периоду, так и по национальной школе. По существу, мы сталкиваемся здесь с тремя полноценными «языковыми системами» барочной музыки – яркими, легко считываемыми, обладающими узнаваемой совокупностью черт, по-разному проявляющихся в творчестве разных композиторов каждой из этих систем. «Амстердамский Орфей» — Ян Питерсзон Свелинк — стоял у истоков сольной клавирной и органной музыки на севере Европы. В этот период инструмент перестаёт быть лишь «зеркалом» хоровых полифонических фактур и обретает собственный аффект, собственный тезаурус выразительных средств. Идея свободной импровизации, воплотившаяся в форме токкаты, органная эхо-фантазия, основанная на постоянной перекличке двух мануалов, и вариационная форма — примеры тех направлений, в которых активно развивалась северная музыка рубежа XVI–XVII веков. Французская музыка эпохи Людовика XIV представляет собой уникальное для этого периода явление, когда разделение на органную и клавирную музыку происходит не просто по принципу удобоваримости фактуры, но всячески подчёркивает контраст этих инструментов. В это время расцветает жанр органной мессы — многочастного сочинения каждая часть которого «привязана» к той или иной установленной регистровке, определяющей её характер, типичные фигуры и выразительные средства. «Династия Бахов» в этом концерте по праву начинается с Букстехуде, чьё влияние на Себастьяна Баха было наиболее непосредственным, и заканчивается музыкой Карла Филиппа Эмануэля Баха. Последний, будучи одним из самых успешных и популярных композиторов своего времени остался в истории как музыкант, решительно обращённый в будущее, к новым формам и новым музыкальным идеям. Исполнитель: Николя Обан (орган, Франция) В программе: The Orpheus of Amsterdam («Орфей Амстердама») Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Токката второго тона, L. 21 / SwWV 292 Echo Fantasia, L. 11 Esce mars, SwWV 321 The musicians of Louis the 14th («Музыканты Людовика XIV») Луи Куперен (ок. 1626–1661) Prelude du premier ton Жан-Анри Д’Англебер (1629–1691) Fugue grave pour l’orgue Николя Лёбег (1631–1702) Duo Cromhorne en taille Basse de trompette Tierce en taille Dialogue Plein jeu The Bach dynasty («Династия Бахов») Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия in g, BuxWV 163 Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) Фантазия и фуга до минор, Wq 119/7 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ре мажор, BWV 972 (транскрипция концерта ре мажор RV 230 Антонио Вивальди) Allegro Largo Allegro Хоральная прелюдия Herr Christ, der einig Gottes Sohn, BWV 601
Исполнители Николай Алексеев дирижёр Николай Луганский фортепиано Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Программа …