Эта программа, собранная из рождественских и новогодних сочинений, даёт возможность взглянуть на барочную музыку как на единое целое, несмотря на все различия национальных стилей и композиторских почерков. Жанр пасторали, изначально связанный с Рождеством, к середине XVIII века приобрёл множество оттенков, каждый из которых по-своему раскрывается в сочинениях разных мастеров.
Итальянское барокко, представленное здесь именами Вивальди, Генделя и Шмельцера, тяготеет к светлым образам, ясности форм и простоте мелодики. Эта музыка, написанная в русле уже сложившейся к тому времени традиции, нередко становилась для современного слушателя «первым шагом в барокко», открывая ему дорогу к более сложным его проявлениям. Ария из рождественского мотета Вивальди Nulla in mundo pax sincera, написанная для сопрано и струнных, — один из ярких примеров такой «доступности», не вступающей в конфликт с художественной ценностью произведения.
В центре программы — кантаты и арии Баха и Телемана — композиторов, творчество которых зачастую противопоставляют как образец соответственно церковного и светского стиля. Это разграничение, вместе с тем, достаточно условно: Телеман, наряду со светской музыкой, оставил немалое наследие в области духовных жанров — его перу принадлежат сотни кантат, месс, пассионов.
Соната для скрипки Pastorella, написанная австрийским композитором и скрипачом Генрихом Игнацем Францем фон Бибером, — сочинение, в котором в наибольшей степени воплотился дух раннебарочной программности, свойственной многим композиторам XVII века. Изобразительность этой музыки, в которой каждая фраза «рисует» некую картину, идёт рука об руку с её виртуозностью: Бибер был одним из выдающихся скрипачей своего времени, искусно пользовавшимся всеми возможностями инструмента. Тот же принцип реализуется в «Пасторальной» сюите Иоганна Шмельцера, творчество которого, как и творчество Бибера, зачастую связывается с австрийской школой. Его перу принадлежат знаменитые Sonata representativa и «Школа фехтования» — образцы, в которых композитор существенно раздвигает возможности инструмента, поручив ему невиданные до той поры эффекты и техники.
Ансамбль Владимира Шуляковского
В программе:
Георг Филипп Телеман (1681-1767)
Антонио Вивальди (1678-1741)
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644-1704)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623-1680)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Иоганн Генрих Шмельцер