Музыка Германии: Бах и романтики

Музыка Германии: Бах и романтики
15 мая 2024
СРЕДА
19:30

15 мая, среда, 19:30

Концерт органной музыки

Музыка Германии: Бах и романтики

И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс, Ф. Лист

Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)

В программу концерта петербургской органистки Натальи Михайловой включены сочинения немецких композиторов XVIII-XIX веков. Эпоха барокко будет представлена музыкой И.С. Баха, эпоха романтизма — творчеством самых знаменитых композиторов этого времени.

Концерт откроет «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Между Токкатой и фугой прозвучит Хоральная обработка «Отче наш».

И. Брамс соединил в своём творчестве стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическую эмоциональность. Прелюдия и фуга соль минор — одно из его известных сочинений для органа. Прозвучат две версии хоральной обработки «Стремлюсь я душою к блаженному концу» из цикла «Одиннадцать хоральных обработок», op.122. Хоральная обработка № 9 — своеобразная драматическая кульминация опуса. Здесь сконцентрирован «эффект скорби»: остинатность равномерного движения восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени.

«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано - инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. В программе концерта — триминиатюры, исполненные лирики и поэтичности.

Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах».

«Осанна» в христианстве —торжественное молитвенное восклицание («спасите нас» на иврите). В заключение концерта прозвучит «Осанна» Ф. Листа. Сочинение создано в 1862 году на музыкальном материале «Гимна солнцу Франциска Ассизского» для баритона, мужского хора, органа и оркестра.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1

Хоральная прелюдия «Vater unser im Himmelreich» («Отченаш»), BWV 683

Фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538/2

Иоганнес Брамс (1833-1897)

Две хоральные прелюдии из цикла «11 хоральных прелюдий дляоргана», ор.122:

«Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем стремлюсь я кблаженному концу»), №№ 10, 9

Роберт Шуман (1810-1856)

Три этюда из цикла «Шесть этюдов в форме канона» для органа или педального фортепиано, ор. 56:

1. Nicht zuschnell

2. Mitinnigem Ausdruck

4. Innig

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната № 6 ре минор, ор.65:

Choral -Andante sostenuto – Allegro molto

Fuga.Sostenuto e legato

Finale.Andante

Ференц Лист (1811-1886)

«Осанна»


Стоимость 800

Храм Святого Станислава

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
03 мая, 04 мая ...
11 мая, 18 мая ...
03 мая, 15 мая ...
11 мая, 31 мая
03 мая, 08 мая ...
05 мая, 02 июня ...
04 мая, 29 июня