Перекрëстком музыкальных дорог в XVII веке был географический центр Европы: именно там сходились французские и итальянские тенденции, развиваясь на немецкой почве в собственный стиль. «Орган в альпийском монастыре» — образ, зачастую противопоставляемый «органу в ганзейском городе»: по сравнению с намеренно броскими, порой гипертрофированно экстравертными музыкальными идеями Северной Германии, южная музыка, даже самая драматичная, воспринимается как нечто более замкнутое и собранное — но вместе с тем открывающее пути для более тонких и сложных решений. Музыка, которая создавалась в городах Южной Германии и Австрии, соединила в себе французскую красочность и итальянскую мягкость, французское отношение к гармонии и итальянское пристрастие к имитации. Пышная орнаментика токкат Георга Муффата, богато расцвечивающая музыкальную ткань, уверенно опирается на французский стиль — но линии её скорее пластичны, чем остры, а свобода фантазии превалирует над предсказуемостью регламентации. Его старший современник Иоганн Каспар Керль руководствовался иной концепцией орнаментики, исходящей из итальянского представления о диминуциях: его знаменитая пассакалия фактически полностью строится на этом методе развëртывания музыкальной идеи. Близость итальянской полифонической традиции в лице Джироламо Фрескобальди и его венецианских предшественников не прошла даром для немецких музыкантов, готовых самоотверженно изучать сложную науку полифонического письма. Фантазия на гексахорд Иоганна Якоба Фробергера была создана им в завершение обучения у Фрескобальди в Риме, в подтверждение своего мастерства. Это масштабное сочинение, обладающее, несмотря на строгость формы, захватывающей фабулой и колоссальной энергией, — поистине «центр тяжести» программы, уравновешивающий красочность и затейливость австрийской музыкальной архитектуры. Исполнитель: Андрей Коломийцев (орган). В программе: Георг Муффат – Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus, Toccata sexta из сборника Apparatus musico-organisticus; Иоганн Якоб Фробергер – Фантазия на Ut Re Mi Fa Sol La, FbWV 201; Иоганн Каспар Керль – Пассакалия in d; Фердинанд Тобиас Рихтер – Токкатина и каприччио in d; Иоганн Пахельбель – Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis, Чакона in d, P.41; Алессандро Польетти — Aria bizzara del Rossignolo («Причудливая ария соловья»).