Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери
Санктъ-Петербургъ Опера

Театральная реальность в 2 частях: «Директор театра» В.А. Моцарта и «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери

7 февраля 1786 года австрийский император Иосиф II устроил праздник в честь прибытия в Вену генерал-губернатора Нидерландов. «Изюминкой» торжества стало музыкальное соревнование между Антонио Сальери и Вольфгангом Амадеем Моцартом. Каждый из них должен был написать одноактную оперу на тему театрального закулисья. Состязание должно было ответить на вопрос: какая опера лучше — итальянская буфф или немецкий зингшпиль? Сальери, представлявший Италию, написал оперу «Сначала музыка, слова потом» на либретто Дж. Б. Касти, а Моцарт, защищавший честь немецкой музыки, представил публике оперу «Директор театра» на либретто Г. Штефани, с которым работал ранее над созданием оперы «Похищение из сераля».

Так кто в итоге победил в том состязании много лет назад? Нет, это был не Моцарт. Победу одержал Сальери. Но, по воле судьбы, его опера была надолго забыта, а вот опера соперника, хотя и не так часто, но появлялась на оперных подмостках.

18 и 19 апреля 2023 года будет представлена премьера «Моцарт и Сальери» — вечер одноактных опер «Директор театра» В.А. Моцарта и «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери«. Спустя 200 лет Юрий Александров и солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера» вновь приглашают зрителей принять участие в качестве судей творческой дуэли двух великих композиторов, и уже с высоты времени рассудить — кто из них достоин носить лавровый венок.

Опера «Директор театра» В.А. Моцарта

Опера «Директор театра», написанная в жанре зингшпиль — немецкой комической оперы, — показывает зрителям жизнь театра изнутри, с ее интригами, скандалами, соперничеством примадонн, капризами артистов. Директор театра вместе с комиком-буфф собирают новую театральную труппу. Им обоим приходится изворачиваться и договариваться с исполнителями, участвовать в творческой «битве» между двумя певицами — госпожой Зильберкланг и госпожой Хертц, — претендующими на положение примадонны и высокие гонорары. Но все перипетии сюжета завершаются благополучно (как и задумано в комической опере) — солисты довольны гонорарами и ролями, директор удовлетворен достигнутыми договоренностями, и все готовы трудиться из любви к искусству.

Опера «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери

Опера «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери, написанная в жанре итальянской оперы-буфф, описывает типичную закулисную ситуация «рождения шедевра». Некий граф Опицио планирует театральный праздник. Он поручает написать оперу придворному Маэстро, но времени для этого дает катастрофически мало — всего 4 дня! Но и платит хорошо — 1000 цехинов. Для создания либретто Маэстро находит Поэта, который, узнав о крайне сжатых сроках заказа, отказывается от работы. Но Маэстро удается привлечь его к сотрудничеству. Поскольку нет времени сочинить что-то новое, у композитора припасена, на всякий случай, прекрасная музыка, написанная для оперы-буффа (шуточная опера). Однако музыка не подходит к либретто, которое предлагает Поэт, — оно написано для оперы-сериа (итальянская серьезная опера). Маэстро, настаивая на приоритете музыки, заставляет Поэта подогнать под имеющуюся музыку свой текст.

На прослушивание приходит донна Элеонора — певица оперы-сериа; она демонстрирует свои творческие и «прочие» возможности, репетируя вместе с Поэтом и Маэстро отрывки из трагической оперы. Будучи в полной уверенности, что роль достанется ей, донна Элеонора удаляется ждать, пока авторы напишут для нее коронную арию. Маэстро и Поэт наконец могут сесть за работу, и вскоре понимают, что у них, на удивление, все складывается неплохо. Понимая это, Маэстро отправляет Поэта к графу Опицио за авансом, поскольку опера почти готова. Поэт возвращается без денег, но в сопровождении очаровательной Тонины — певицы оперы-буффа. У прелестной особы оказывается довольно несносный характер, но она с удовольствием демонстрирует Маэстро и Поэту свои вокальные и актерские способности.

В этот момент возвращается донна Элеонора. Увидев друг друга, соперницы устраивают вокальную дуэль, пытаясь перепеть одна другую и образуя комический дуэт.


Стоимость 900
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Санктъ-Петербургъ Опера

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
05 октября, 31 октября
01 октября, 14 ноября
04 октября, 11 октября ...
06 октября, 23 октября
Окт
02
30 сентября, 22 ноября
02 октября, 09 октября ...
29 сентября, 20 октября ...