Предлагаемые четыре сонаты для скрипки и basso continuo — немногочисленные образцы камерно-инструментального жанра в творчестве И.С. Баха.
Становление ансамблевой сонаты как циклического произведения произошло к концу XVII века. В это время сформировалось два типа сонат в зависимости от структуры цикла: da chiesa (церковная) и da camera (светская).
Сонаты соль мажор, фа мажор и до минор по структуре идентичны сонатам da chiesa, так как в них отсутствуют танцевальные части — эти произведения представляют собой четырехчастные циклы с обозначенными темповыми указаниями. Особняком стоит соната ми минор — она смешанного жанра. Первые две части можно отнести к церковной сонате, а две последние — к светской, так как Бах использует старинные танцы (аллеманду и жигу).
Прелюдия и фуга ми-бемоль минор, открывающая концерт, — квинтэссенция лирико-задумчивых образов среди всех циклов, образующих два тома ХТК. Прелюдия написана в духе сарабанды; тема фуги выделяется своим песенно-протяжным характером, близким славянским напевам.
К образно-эмоциональной сфере BWV 853 примыкает хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос») — одна из самых известных обработок из «Органной книжечки» Баха.
Исполнители:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль минор, BWV 853 из сборника «Хорошо темперированный клавир», том I
Соната соль мажор для скрипки и basso continuo, BWV 1021
Соната фа мажор для скрипки и basso continuo, BWV 1022
Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Соната ми минор для скрипки и basso continuo, BWV 1023
Соната до минор для скрипки и basso continuo, BWV 1024