Автор знаменитой «Рождественской оратории» и великого множества кантат, посвящённых этому празднику, Иоганн Себастьян Бах блестяще владел всеми возможными риторическими средствами, воссоздающими круг аффектов Рождества. Параллель между музыкой и словом, на которой была основана барочная музыкальная риторика, ярче всего проявляется в хоральных прелюдиях — одном из любимейших жанров Баха. Три хоральные обработки, включённые в эту программу, обладают индивидуальным выбором риторических фигур, которые комментируют текст хорала, дополняя его теологический смысл живой эмоциональной «зарисовкой».
Здесь слушатель может также сравнить разные грани баховского мажора, связанные, как и вся музыка его времени в целом, с семантикой тональностей, определяемой их индивидуальным колоритом в той или иной темперации. Торжествующий дух «чистой радости» соль мажора, открывающего программу, смягчается более размеренным — но отнюдь не менее жизнеутверждающим — до мажором в прелюдии и фуге BWV 547, который, в свою очередь, оттеняется пасторальной мягкостью и непосредственностью фа мажора в BWV 590.
Пастораль — единственное сочинение Баха в этом типично рождественском жанре. Гений духовной музыки, Бах излагает свою мысль с непринуждённостью и благородной простотой, рисуя картину рождественской ночи, её персонажей и событий с помощью риторических символов — очевидных для человека эпохи барокко и интуитивно считываемых человеком нашего времени. Четырëхчастная структура, косвенно восходящая к форме итальянской церковной сонаты, позволяет Баху поместить в точку золотого сечения проникновенное adagio — контрастное остальным мажорным частям, оно на несколько минут погружает слушателя в скорбные размышления.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Две хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»: