Несмотря на полифонический баховский «эпиграф», эта рождественская программа посвящена музыке романтизма — с её богатой палитрой новых тембровых и гармонических красок, с помощью которых композиторы создавали великое множество разнохарактерных миниатюр.
Пастораль — жанр, изначально связанный именно с тематикой Рождества и восходящий к образу пастухов, идущих поклониться младенцу Христу. Рождественская пастораль Густава Адольфа Меркеля — одна из самых известных: музыкальный язык романтической эпохи с его мелодической напевностью позволил композитору создать настоящую «рождественскую сказку». Ещё большая мелодичность и простота отличает знаменитую Stille Nacht Франца Грубера, написанную в начале XIX века. Грубер, создавший более 60 месс и множество литургических сочинений, остался в истории фактически как «автор одного произведения» — Stille Nacht по сей день остаëтся общеизвестным музыкальным символом Рождества.
Эстетика французского романтического органа узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейт, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Знаменитый Clair de lune Дебюсси, в оригинале написанный для фортепиано — как часть его Бергамасской сюиты — весьма естественным образом встраивается в эту концепцию звучания.
«Вестминстерские колокола» Луи Вьерна — одно из тех произведений, которые справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ — праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, способного создать органными красками неповторимое ощущение реального пространства.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Густав Адольф Меркель (1827–1885)
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Три части из сюиты «Щелкунчик», ор. 71а:
Александр Гильман (1837–1911)
Франц Шуберт (1797–1828)
Клод Дебюсси (1862–1918)
Луи Вьерн (1870–1937)
Сергей Рахманинов (1873–1943)
Шарль Мари Видор (1844–1937)
Франц Ксавьер Грубер (1787–1863)