Структура квартета — две скрипки, альт и виолончель (или, если смотреть шире, — два мелодических инструмента равной высоты, средний голос и функциональный бас) — оказалась одной из самых устойчивых и практичных в масштабах всей истории музыки. Именно этот состав, оставаясь неизменным с XVIII века, вызвал к жизни огромное количество сочинений самого разного плана — начиная от эпохи классицизма, когда квартеты писались в буквальном смысле сотнями, до музыки модерна, где квартет удивительным образом сохранял актуальность — при всех смелых композиторских экспериментах в сфере инструментовки. Три века интенсивного развития превратили квартет, с одной стороны, в атрибут «бессмертной классики», с другой — в те самые «старые мехи», которые на любом историческом этапе могут быть наполнены «новым вином».
Квартет мандолин, построенный аналогичным образом, открывает перед исполнителями ценную возможность заимствовать всё богатство репертуара для струнного квартета — так же как и создавать по этому же принципу фактурно сбалансированные переложения оркестровой музыки. Щипковая природа мандолинного звука, не предусматривающая «смычкового» извлечения, с одной стороны, сталкивает музыкантов с непростой задачей воссоздать на этом инструменте мягкую и плавную кантилену оригинала, с другой — придаёт такому ансамблю особенную яркость, меняя гладкость академического штриха на россыпь вспыхивающих искр, и заставляет по-новому услышать хорошо знакомые темы.
Исполнители:
В программе:
Антонио Вивальди (1678–1741)
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Арканджело Корелли (1653–1713)
Хоакин Турина (1882–1949)
Пётр Чайковский (1840–1893)
Николай Римский-Корсаков (1844–1908)