Мазепа

Мазепа
Опера Петра Чайковского. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Пушкин написал «Полтаву» за две недели, Чайковский «Мазепу» — за два года. Композитору-лирику сочинение монументальной военно-исторической оперы на сюжет знаменитой пушкинской поэмы давалось нелегко. Недаром он начал работу с большого дуэта Марии и Мазепы: его в первую очередь волновала психология, а не политика. В дуэте участвуют сопрано и баритон — редкий случай для оперного жанра, где партию возлюбленного главной героини, как правило, получает тенор. Здесь это невозможно: Мария юна, Мазепа стар. История кажется неправдоподобной, но она исторически достоверна. Третий угол любовного треугольника занимает Андрей — фигура, у Пушкина безымянная и малозначительная, однако в опере необходимая.
И всё же накал страстей в «Мазепе» связан прежде всего не с романтическим треугольником, организованным по принципу «любит — не любит», а с отношениями между девушкой и двумя её отцами — родным и крёстным, который святотатственно становится любовником своей крестницы. В этом втором, куда более напряженном треугольнике два старика схлестнулись за душу Марии, один из них проиграет и заплатит жизнью, а девушка тронется рассудком — что даст возможность Чайковскому завершить произведение типичной для романтической оперы сценой тихого безумия героини. Драма любви и предательства разворачивается на фоне обширной исторической панорамы с ярким украинским национальным колоритом, хорошо знакомым Чайковскому: сестра композитора жила на Украине. На сцене часто бывает многолюдно, народ гуляет, танцует, поёт, молится. Победоносное Полтавское сражение 1709 года Чайковский живописует в эффектном симфоническом антракте к третьему акту.
Свойственный «Мазепе» исторический размах воплощён в Мариинском театре во всем великолепии. В 2019 году театр отметил необычный юбилей: «Мазепа» прошёл в пятисотый раз. Нынешний спектакль — капитальное возобновление постановки 1950 года. Лауреат Сталинской премии — режиссёр Илья Шлепянов и известный советский театральный художник Александр Константиновский — создали эталон «большого стиля», вполне соответствующий музыке этой оперы. Здесь панночки чернобровы, а казаки носят шаровары; наряды расшиты жемчугами, оторочены соболями. Мощный оперный ампир «Мазепы» особенно порадует поклонников традиционного театра; однако в качестве аутентичного, тщательно отреставрированного памятника середины ХХ века эта постановка может заинтересовать любую публику.
«Мазепа» — спектакль-долгожитель, который в почтённом возрасте не потерял ни харизмы, ни силы, как и его титульный герой.
Место действия — Украина. Время — начало XVIII века.
Действие первое:
Картина первая. Дом и сад Кочубея. Девушки приходят к Марии, дочери Кочубея, и зовут её с собою погадать о суженом. Мария отказывается: у отца в гостях гетман Мазепа, которого она любит. Друг её детства, казак Андрей, зная о тайной страсти Марии, признаётся тем не менее ей в беззаветной любви и уговаривает забыть Мазепу. Мария, понимая всю безрассудность своего чувства, всё же не в состоянии бороться с ним.
В сад выходят Кочубей, его жена Любовь, Мазепа и гости. Слуги Кочубея развлекают Мазепу песнями и плясками. Мазепа просит у Кочубея руки Марии. Кочубей и Любовь возмущены предложением старого гетмана — крестного отца Марии. Гетман обращается к Марии и предлагает выбор между ним и родителями. Она после мучительных колебаний отдаёт свою руку Мазепе. Гетман увозит Марию.
Картина вторая. Комната в доме Кочубея. Мать Марии оплакивает дочь, покинувшую отчий дом. Она торопит мужа отомстить Мазепе. Кочубей объявляет план мщения: он узнал о связях гетмана со шведским королем Карлом XII, о готовящейся измене Мазепы Петру I и решил выдать гетмана русскому царю. Андрей готов отдать донос в руки царя. Единомышленники Кочубея полны ненависти к гетману Мазепе.
Действие второе:
Картина третья. Подвал в белоцерковском дворце Мазепы. Лживый гетман, предупреждённый о доносе приближёнными Петра I, успел оклеветать Кочубея перед царем. Закованные в цепи и истерзанные, Искра и Кочубей ждут допроса. Входит Орлик — приближённый гетмана. Он требует у Кочубея выдачи клада, будто бы закопанного им в его деревне Диканьке.
Ничего нет у Кочубея: его честь — поругана Мазепой, любимая дочь — отнята у него Мазепой. Только одного жаждет Кочубей — мести.
Картина четвёртая. Комната во дворце Мазепы. Гетман тайно принимает послов шведского короля. Входит Орлик, которому он отдаёт приказ о казни Кочубея. Появляется Мария. В разговоре с Мазепой она упрекает его в холодности к ней. Ревнивые подозрения томят её душу. Нехотя гетман вынужден открыть истинную причину его холодности, он открывает ей тайну заговора против русского царя. Мазепа хочет знать, кого бы Мария предпочла — отца или супруга, если бы ей пришлось делать выбор. В смятении она говорит о беспредельности своей любви, ей непонятен выбор, который предлагает Мазепа. Мазепа уходит.
Тайком пробравшаяся во дворец гетмана, появляется мать Марии, она рассказывает дочери о неудавшемся доносе на Мазепу и потрясена тем, что дочь не знает о готовящейся казни отца. Мария и Любовь спешат остановить казнь.
Картина пятая. Дорога, ведущая к месту казни Кочубея. Народ ждёт появления обречённых, в толпе поёт и пляшет пьяный казак. Проходят палач, затем Мазепа с Орликом, затем ведут Кочубея и его друга Искру. Осуждённые прощаются друг с другом, с народом и жизнью и идут к эшафоту. Вбегают Мария и Любовь. Но они опоздали. Казнь свершилась.
Действие третье:
Картина шестая. Полтавский бой — симфоническая картина.
Картина седьмая. Бывший дом и сад Кочубея. Разгар боя, русские воины преследуют шведов, среди преследующих — Андрей. Он останавливается и вспоминает прошлое, в котором был счастлив. Появляются Мазепа и Орлик. Они бегут с поля сражения под Полтавой. Андрей, увидев Мазепу, бросается на него с сaблей, но Мазепа опережает Андрея и, выстрелив, смертельно ранит.
Появляется лишённая рассудка Мария, она ничего не узнаёт вокруг. Подавленная горем дочь скорбит о казнённом отце. Орлик и Мазепа скрываются. Не узнавая умирающего Андрея, Мария убаюкивает его колыбельной песней.
Спектакль идёт с двумя антрактами.

Стоимость 800 - 5800
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
23 ноября, 24 ноября
Ноя
25
22 ноября, 24 ноября ...
Ноя
23
01 декабря, 06 января
Ноя
23
25 ноября, 06 декабря ...
29 ноября, 30 ноября ...
26 ноября, 24 декабря
27 ноября, 28 ноября
22 ноября, 23 ноября ...
Ноя
22