Опера Петра Чайковского. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Пушкин написал «Полтаву» за две недели, Чайковский «Мазепу» — за два года. Композитору-лирику сочинение монументальной военно-исторической оперы на сюжет знаменитой пушкинской поэмы давалось нелегко. Недаром он начал работу с большого дуэта Марии и Мазепы: его в первую очередь волновала психология, а не политика. В дуэте участвуют сопрано и баритон — редкий случай для оперного жанра, где партию возлюбленного главной героини, как правило, получает тенор. Здесь это невозможно: Мария юна, Мазепа стар. История кажется неправдоподобной, но она исторически достоверна. Третий угол любовного треугольника занимает Андрей — фигура, у Пушкина безымянная и малозначительная, однако в опере необходимая. И всё же накал страстей в «Мазепе» связан прежде всего не с романтическим треугольником, организованным по принципу «любит — не любит», а с отношениями между девушкой и двумя её отцами — родным и крёстным, который святотатственно становится любовником своей крестницы. В этом втором, куда более напряженном треугольнике два старика схлестнулись за душу Марии, один из них проиграет и заплатит жизнью, а девушка тронется рассудком — что даст возможность Чайковскому завершить произведение типичной для романтической оперы сценой тихого безумия героини. Драма любви и предательства разворачивается на фоне обширной исторической панорамы с ярким украинским национальным колоритом, хорошо знакомым Чайковскому: сестра композитора жила на Украине. На сцене часто бывает многолюдно, народ гуляет, танцует, поёт, молится. Победоносное Полтавское сражение 1709 года Чайковский живописует в эффектном симфоническом антракте к третьему акту. Свойственный «Мазепе» исторический размах воплощён в Мариинском театре во всем великолепии. В 2019 году театр отметил необычный юбилей: «Мазепа» прошёл в пятисотый раз. Нынешний спектакль — капитальное возобновление постановки 1950 года. Лауреат Сталинской премии — режиссёр Илья Шлепянов и известный советский театральный художник Александр Константиновский — создали эталон «большого стиля», вполне соответствующий музыке этой оперы. Здесь панночки чернобровы, а казаки носят шаровары; наряды расшиты жемчугами, оторочены соболями. Мощный оперный ампир «Мазепы» особенно порадует поклонников традиционного театра; однако в качестве аутентичного, тщательно отреставрированного памятника середины ХХ века эта постановка может заинтересовать любую публику. «Мазепа» — спектакль-долгожитель, который в почтённом возрасте не потерял ни харизмы, ни силы, как и его титульный герой. Место действия — Украина. Время — начало XVIII века. Действие первое: Картина первая. Дом и сад Кочубея. Девушки приходят к Марии, дочери Кочубея, и зовут её с собою погадать о суженом. Мария отказывается: у отца в гостях гетман Мазепа, которого она любит. Друг её детства, казак Андрей, зная о тайной страсти Марии, признаётся тем не менее ей в беззаветной любви и уговаривает забыть Мазепу. Мария, понимая всю безрассудность своего чувства, всё же не в состоянии бороться с ним. В сад выходят Кочубей, его жена Любовь, Мазепа и гости. Слуги Кочубея развлекают Мазепу песнями и плясками. Мазепа просит у Кочубея руки Марии. Кочубей и Любовь возмущены предложением старого гетмана — крестного отца Марии. Гетман обращается к Марии и предлагает выбор между ним и родителями. Она после мучительных колебаний отдаёт свою руку Мазепе. Гетман увозит Марию. Картина вторая. Комната в доме Кочубея. Мать Марии оплакивает дочь, покинувшую отчий дом. Она торопит мужа отомстить Мазепе. Кочубей объявляет план мщения: он узнал о связях гетмана со шведским королем Карлом XII, о готовящейся измене Мазепы Петру I и решил выдать гетмана русскому царю. Андрей готов отдать донос в руки царя. Единомышленники Кочубея полны ненависти к гетману Мазепе. Действие второе: Картина третья. Подвал в белоцерковском дворце Мазепы. Лживый гетман, предупреждённый о доносе приближёнными Петра I, успел оклеветать Кочубея перед царем. Закованные в цепи и истерзанные, Искра и Кочубей ждут допроса. Входит Орлик — приближённый гетмана. Он требует у Кочубея выдачи клада, будто бы закопанного им в его деревне Диканьке. Ничего нет у Кочубея: его честь — поругана Мазепой, любимая дочь — отнята у него Мазепой. Только одного жаждет Кочубей — мести. Картина четвёртая. Комната во дворце Мазепы. Гетман тайно принимает послов шведского короля. Входит Орлик, которому он отдаёт приказ о казни Кочубея. Появляется Мария. В разговоре с Мазепой она упрекает его в холодности к ней. Ревнивые подозрения томят её душу. Нехотя гетман вынужден открыть истинную причину его холодности, он открывает ей тайну заговора против русского царя. Мазепа хочет знать, кого бы Мария предпочла — отца или супруга, если бы ей пришлось делать выбор. В смятении она говорит о беспредельности своей любви, ей непонятен выбор, который предлагает Мазепа. Мазепа уходит. Тайком пробравшаяся во дворец гетмана, появляется мать Марии, она рассказывает дочери о неудавшемся доносе на Мазепу и потрясена тем, что дочь не знает о готовящейся казни отца. Мария и Любовь спешат остановить казнь. Картина пятая. Дорога, ведущая к месту казни Кочубея. Народ ждёт появления обречённых, в толпе поёт и пляшет пьяный казак. Проходят палач, затем Мазепа с Орликом, затем ведут Кочубея и его друга Искру. Осуждённые прощаются друг с другом, с народом и жизнью и идут к эшафоту. Вбегают Мария и Любовь. Но они опоздали. Казнь свершилась. Действие третье: Картина шестая. Полтавский бой — симфоническая картина. Картина седьмая. Бывший дом и сад Кочубея. Разгар боя, русские воины преследуют шведов, среди преследующих — Андрей. Он останавливается и вспоминает прошлое, в котором был счастлив. Появляются Мазепа и Орлик. Они бегут с поля сражения под Полтавой. Андрей, увидев Мазепу, бросается на него с сaблей, но Мазепа опережает Андрея и, выстрелив, смертельно ранит. Появляется лишённая рассудка Мария, она ничего не узнаёт вокруг. Подавленная горем дочь скорбит о казнённом отце. Орлик и Мазепа скрываются. Не узнавая умирающего Андрея, Мария убаюкивает его колыбельной песней. Спектакль идёт с двумя антрактами.