Центральное место в программе концерта занимают органные переложения симфонической музыки. Этот жанр зародился в эпоху барокко и продолжает быть актуальным в настоящее время. Основное предназначение любой транскрипции — сделать музыку доступной для большего числа слушателей, при этом сохранив замысел первоисточника, насколько это возможно. В этом контексте орган выступает как универсальный инструмент, диапазон звучания которого соразмерен оркестровому.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера, был почитателем его творчества, поэтому, делая транскрипцию сочинения Вивальди, Бах очень бережно отнесся к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Иоганн Готфрид Вальтер вошел в историю музыки в первую очередь как автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон» — музыкальной энциклопедии начала XVIII века. Как и Бах, Вальтер испытывал необычайный интерес к творчеству итальянских мастеров, поэтому в его небольшом органном наследии преобладают транскрипции концертов для струнного оркестра. В концерте прозвучит переложение концерта ми минор Антонио Вивальди.
Дмитрий Степанович Бортнянский — один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи. Помимо транскрипции концерта для чембало (клавесина) и оркестра, прозвучит его клавирная соната до мажор. Это произведение «отточено» в классическом стиле: музыка вызывает яркие ассоциации с творчеством Моцарта.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825)
Иоганн Готфрид Вальтер (1664–1748)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)