Композиторы, произведения которых составляют основу сегодняшней программы концерта — выдающиеся деятели эпохи барокко и признанные мастера органного искусства Германии. С творчеством Керля, Пахельбеля и Бёма связан важный этап становления и формирования ключевых жанров немецкой органной музыки; эти жанры Бах доведёт до вершины совершенства и поставит смысловую точку в их развитии. Самый распространённый из них — обработка хорала.
Vater unser im Himmelreich («Отец наш Небесный») — небольшое по масштабу, но глубокое по содержанию произведение: постоянно повторяющийся ритм в педали, приглушенность звучания создают ощущение бесконечности времени и заставляют задуматься о вечных жизненных проблемах.
Чакона in d Пахельбеля и пассакалия in d Керля схожи тем, что по форме представляют собой вариации на неизменно повторяющуюся тему.
Отличительной особенностью музыки Баха является то, что в ней совмещается глубокая концептуальность и внешняя простота и красота. «Дорийская» токката и фуга — один из монументальных циклов, поражающий своим архаичным звучанием. Название «дорийская» связано с написанием произведения в тональности ре минор с высокой шестой ступенью, которая образует дорийский лад. В связи с этим Бах не указывает знаки при ключе, а все необходимые бемоли и диезы выставляет при нотах.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера и был почитателем его творчества; поэтому при создании транскрипции сочинения Вивальди он очень бережно относился к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
В завершение концерта прозвучит токката и фуга ре минор — одно из самых известных сочинений великого полифониста, ставшее визитной карточкой органного искусства эпохи барокко.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Георг Бём (1661–1733)
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Иоганн Каспар Керль (1627–1693)
Иоганн Себастьян Бах
Tempo giusto
Adagio
Allegro
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Токката и фуга ре минор, BWV 565