18 октября, суббота, 19:30
Концерт органной музыки
Мастера барокко и гений Моцарта
И. Пахельбель, И.С. Бах, А. Вивальди, В.А. Моцарт
Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Натальи Михайловой «Мастера барокко и гений Моцарта», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 18 октября в 19:30.
В программу концерта Натальи Михайловой включены яркие сочинения немецких и итальянских мастеров эпохи барокко: И. Пахельбеля, И.С. Баха, А. Вивальди и многих других. Их творчество будет представлено в разных жанрах. Второй важной частью концерта будет исполнение двух произведений В.А. Моцарта для механического органа.
Наталья Михайлова — лауреат престижных международных конкурсов и член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Она получила образование в Санкт-Петербургском Музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова, в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова и Санкт-Петербургском государственном университете. Наталья Михайлова ведёт активную концертную деятельность в Санкт-Петербурге и гастролирует по России, выступая в филармонических залах. Её репертуар обширен, и помимо интересных сольных программ, включает ансамбли с такими необычными инструментами, как мандолина и волынка. Наталья Михайлова преподаёт орган на факультете искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката № 12 из этого цикла откроет концерт.
И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. Будет исполнена Пассакалия ре минор.
И. Пахельбель написал 6 чакон для органа. Самая популярная из них — Чакона ре минор. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.
Современник Баха Г. Бём, музыку которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве композитор следовал северонемецким традициям. Прозвучит хоральная обработка «Отче наш на небесах».
Программу продолжат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинения герцога Саксен-Веймарского и А. Вивальди. Герцог с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера. Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы. Концерт А. Вивальди ля минор увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Оркестровые сюиты (или увертюры) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же время использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. Прозвучит знаменитая Ария из Оркестровой сюиты № 3 Баха.
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло — популярное сочинение, которое было переложено Бахом для клавира соло. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром.
Существует довольно много произведений, созданных для механического органа — самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Механический орган часто состоит из двух частей: часов и музыкального инструмента. Подобные произведения были очень популярны в аристократической среде XVIII века. Музыка звучала без участия органиста, она записывалась на специальных валиках. Музыку для такого типа инструментов писали сыновья Баха — Карл Филипп Эммануил и Вильгельм Фридеман, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен и В.А. Моцарт. В программе концерта — Фантазия фа минор и Adagio — Allegro В.А. Моцарта для механического органа.
Программа концерта: