Опера Жюля Массне (концертное исполнение). Исполняется на французском языке. Действие первое. Вокзал. В двери ресторана стучатся богач де Бретиньи в сопровождении своего друга Гийо Морфонтейна. Они хотят угостить обедом трёх девиц: Пуссетту, Жавотту и Розетту. Появляется офицер Леско с приятелями, он встречает пассажиров из Арраса, среди которых должна быть его родственница. В суматохе на перроне Леско находит в толпе приезжих свою кузину Манон. Девушка немного напугана, это первое её самостоятельное путешествие, она уехала из дома, чтобы по настоянию родителей поступить в монастырь. Леско уходит, чтобы, как он говорит, забрать багаж кузины, — на самом деле в ближайшем кабачке его ждут друзья за карточной игрой и выпивкой. Гийо замечает одинокую девушку. Он поражен ее красотой и невинностью. Гийо предлагает Манон уехать с ним. Его уговоры прерываются голосами де Бретиньи и трех девиц, которые зовут Морфонтейна. Возвращается Леско. Он наставляет Манон в том, как должна себя вести девушка из дворянского рода, чтобы не уронить своего достоинства. Сам же кузен не стремится следовать этим правилам и вновь оставляет Манон одну, чтобы пойти выпить с друзьями. Спокойствие и невинность Манон смущены заигрываниями Гийо. Оставшись одна, она мечтает о том, каково могло бы быть её будущее, если бы она не уходила в монастырь. Появляется молодой человек. Это шевалье де Гриё, который возвращается после обучения домой к отцу. Внезапная встреча молодых людей воспламеняет в них любовь с первого взгляда. Манон отказывается от мысли ехать в монастырь, а де Гриё — от возвращения к отцу. Они соединят свои судьбы и убегут вместе. Комнатка де Гриё. Утро. Де Гриё, сидя за столом, пишет письмо отцу. Просыпается Манон. Де Гриё говорит, что в письме умоляет отца простить его и дать согласие на свадьбу с Манон. Он замечает свежий букет в вазе: Манон регулярно получает цветы от неизвестных поклонников. Служанка сообщает о приходе двух военных. Входит Леско в сопровождении приятеля. Он устраивает де Гриё сцену, обвиняя его в соблазнении невинной девушки — его кузины. Де Гриё заявляет о своих честных намерениях и в доказательство показывает письмо к отцу, в котором просит согласия на брак с Манон. Второй военный приближается к Манон, и она узнаёт переодетого де Бретиньи — тот уже долгое время преследует девушку своими ухаживаниями. Пока Леско разговаривает с де Гриё, де Бретиньи открывает Манон, что возмущение Леско — просто игра. На самом деле они договорились о том, что Манон лучше переехать к де Бретиньи. Тем более что отец де Гриё узнал о местопребывании сына и тот вот-вот будет арестован и насильно отправлен домой. В этом случае Манон останется на улице без средств к существованию. Де Бретиньи предлагает ей серьезно задуматься. Посетители уходят. Де Гриё также выходит, чтобы отправить письмо. В одиночестве Манон терзается сомнениями, но в конце концов принимает решение покинуть де Гриё и уйти к де Бретиньи. Возвращается де Гриё. Он мечтает о том, как счастливо они будут жить с Манон, когда отец даст согласие на брак. Но мечтам не суждено сбыться. В прихожей шум. Де Гриё выходит выяснить, в чём дело. «Мой бедный шевалье!» — восклицает Манон. В комнату входит торжествующий де Бретиньи. Променад Кур-ля-Рен. Праздничный день. Среди публики всех сортов всё те же три девицы: Пуссетта, Жавотта и Розетта. Появляется Леско, прославляющий радости беззаботной жизни. Следом появляется Гийо. Он расстроен, что все спутницы изменили ему, но затем замечает де Бретиньи. Гийо решает переманить Манон к себе, а Бретиньи был бы рад: Манон утомила его. Публика с восторгом встречает Манон. В руках де Бретиньи она стала символом богатства, красоты и могущества. Манон прославляет радости любви и молодости. Неожиданно к де Бретиньи подходит его знакомый. Из их короткого приветствия Манон понимает, что это граф де Гриё. Выясняется, что его сын решил удалиться от мирской жизни и принял сан аббата в Сен-Сюльпис. В Манон с новой силой вспыхивает чувство к де Гриё. Гийо объявляет девушке, что специально ради неё пригласил танцоров из Оперы исполнить балетный дивертисмент. Но Манон не интересуется происходящим. Она устремляется в Сен-Сюльпис. Действие второе. Семинария Сен-Сюльпис. Выходящие со службы в церкви хвалят нового аббата. Появляются граф де Гриё и шевалье де Гриё в сутане аббата. Граф умоляет сына вернуться, но, встретив отказ, прощается с ним. Де Гриё хочет начать новую жизнь, забыть Манон, однако образ любимой все время стоит перед ним. Колокол призывает аббата к службе. Появляется Манон, она ищет аббата де Гриё. Звуки органа и молитвы вызывают в ней новый прилив чувств. Вернувшийся де Гриё видит Манон. Шевалье потрясен. В ужасе он отталкивает девушку как адское наваждение. Но Манон полна раскаяния и утверждает, что поняла: никакие богатства не могут заменить настоящей любви. Де Гриё не в силах больше сопротивляться. Он сжимает Манон в объятиях. Казино в отеле «Трансильвания». Игра в разгаре. Среди игроков Леско и Гийо. За игрой наблюдают три девицы, готовые сопровождать любого выигравшего. Появляются де Гриё и Манон. Сложив сан аббата и вернувшись к Манон, де Гриё вновь навлёк на себя гнев отца. Теперь у него нет средств. Манон уговаривает его сесть за карточный стол. Де Гриё прекрасно понимает, что хотя Манон и любит его, но жить в бедности она не будет, и если ему не улыбнётся судьба, то возлюбленная покинет его. В разговоре с актрисами Манон подтверждает это. Де Гриё садится играть в карты. Его противником вызывается стать Гийо. Де Гриё трижды выигрывает у Гийо, получив огромную сумму. Гийо обвиняет де Гриё в шулерстве. Все возмущены. Леско становится на сторону де Гриё. Гийо уходит. Де Гриё и Манон торжествуют. Внезапно врывается полиция, которую привёл Гийо. Он указывает на де Гриё как на шулера, а на Манон как на его сообщницу. Наконец-то свершится его месть. Вместе с Гийо пришёл и граф, который заявляет, что освободит сына, если тот пообещает больше не видеться с Манон. Манон уводит полиция. Финал. Выкупленный из тюрьмы графом шевалье де Гриё в сопровождении Леско ожидает конвой с арестантами. Среди них должна быть Манон, приговоренная к высылке в колонии как женщина лёгкого поведения. Де Гриё готов любой ценой освободить ее. За большую сумму им удаётся добиться свидания с Манон. Де Гриё наконец-то находит Манон. Она изменилась до неузнаваемости: больна, острижена, в поношенной одежде. Однако для де Гриё это ничего не значит. Он по-прежнему любит свою Манон. Де Гриё предлагает Манон бежать, но у неё нет сил. Они предаются воспоминаниям о своей жизни, о любви, о счастье, которого не оценили. У Манон появляется надежда на спасение, возрождение былого счастья. Светает, пора бежать. Но уже слишком поздно. Болезнь подорвала силы Манон. Со словами «Такова история Манон Леско» она умирает на руках де Гриё.