Момент, когда риторичность барочной линии сменилась сладкозвучностью классической мелодии, достаточно трудно отследить — и ещё труднее обозначить как некую строго определённую веху. Сегодняшняя программа, по сути, лежит на «нейтральной полосе» между двумя этими парадигмами, позволяя слушателю основательно задуматься об их соотношении. Все мы могли прочесть, что на исходе барокко полифоническая стихия на шаг отступает перед музыкой гомофонно-гармонического склада. Но едва ли кто-то иной, кроме нашего собственного разумения, смог бы ответить на вопрос: в чём именно заключается тайна той непосредственной, простой, прямолинейной, одномерно красивой мелодии, перед которой не устояли многомерные миры сложнейших музыкальных структур барокко. Считается, что гениальность Моцарта — если тщательно проанализировать его творчество и, в частности, его мелодику — была обусловлена постоянной сменой тематических элементов, даже внутри одной части того или иного сочинения (и даже внутри всего одной партии сонатной формы). Эта неисчерпаемая многотемность, ни на секунду не позволяющая слушателю заскучать, поражала воображение современников, которые видели в таланте Моцарта неиссякаемый «рог изобилия» — очевидно, особенно ярко выступавший на фоне «среднестатистических» музыкальных идей своего времени, не лишённых некоторой банальности, — так же, как поражает человека нашего времени. Удивительно и то, что эта черта пронизывает буквально всё моцартовское творчество, затрагивая все его жанры, вне зависимости от их масштаба и характера той или иной музыки — в этом мы можем убедиться в сегодняшней программе, объединяющей переложения самых разных сочинений Моцарта. Исполнители: Лиза Озёрная (сопрано) Егор Колесов (орган) В программе: Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор, KV 608 Луиджи Керубини (1760–1842) Ave Maria Антонио Вивальди (1678–1741) Piango, Gemo... Пассакалия из кантаты Piango, gemo, sospiro e peno, RV 675 O di tua man mi svena... Ария из кантаты Ingrata Lidia, RV 673 Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Три церковные сонаты (переложение для органа Зигмунда Сатмари): ми-бемоль мажор, KV 67 фа мажор, KV 145 ля мажор, KV 226 Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Lascia, ch’io pianga... Ария Альмиры из оперы «Ринальдо», HWV 7 Mio dolce amato sposo... Ария Ариадны из оперы «Юстиниан», HWV 37 Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Адажио и фуга до минор, KV 546 (транскрипция для органа Жана Гийю) Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Из оперы «Орфей и Эвридика», Wq. 30: Мелодия Ария Амура Se il dolce suon Ария Орфея Che farò senza Euridice Вольфганг Амадей Моцарт Маленькая ночная серенада, KV 525: Allegro Romanze Menuetto Rondo Концертная ария Redente la Calma, KV 152
Страдивари-ансамбль Мариинского театра коллектив музыкантов, играющих на струнных инструментах, созданных великими итальянскими мастерами XVIIXVIII веков …