Опера Николая Римского-Корсакова. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Соавторы «Майской ночи» — фигуры равновеликие: Гоголь и Римский-Корсаков. Это поэтичное произведение создано молодыми: Гоголь написал свою «Майскую ночь» двадцатилетним юношей, а для Римского-Корсакова это всего лишь вторая по счёту опера, и в день премьеры композитору ещё не исполнилось тридцати шести. Декабрьским вечером 1871 года счастливые, только что обручившиеся Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд читали вслух «Вечера на хуторе близ Диканьки», дойдя и до особенно любимой «Майской ночи». Невесте «оперность» сюжета была очевидна с самого начала. Именно Надежда, через полгода ставшая уже женой композитора, не раз напоминала мужу о гоголевском сюжете. В 1877-м Римский-Корсаков наконец занялся им вплотную. Композитор подошёл к «Майской ночи» основательно подготовленным. Позади — углублённые штудии контрапункта (преподавая студентам, молодой профессор Санкт-Петербургской консерватории интенсивно учился и сам), работа с партитурами Глинки, изучение, записи, обработки народных песен. Всё это принесло плоды в «Майской ночи», написанной уже рукой мастера; тут есть всё, за что так любим Римский-Корсаков: богатая и тонкая оркестровая палитра, гибкая мелодика с узнаваемыми оборотами народных песен, отголоски древних языческих обрядов, изумительная пейзажность (чего стоит одна «Украинская ночь» перед третьим актом), юмор… Здесь впервые появляется и особый корсаковский женский тип — хрупкое, неземное, сказочно прекрасное создание — Панночка, за которой в своё время последуют Снегурочка, Царевна Лебедь, Волхова… «Майскую ночь» зрители впервые увидели именно в Мариинском театре в 1880 году. Нынешняя постановка — юбилейная, причём дважды: её осуществили десять лет назад к двухсотлетию со дня рождения Гоголя, ныне она звучит в честь юбилея композитора. Красивая, камерная постановка Александра Маскалина верна оригиналу: режиссёр не вступает в полемику с великими авторами, а создаёт для них удобное сценическое пространство. В спектакле задействованы исполнительские силы Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Партию Левко будет исполнять Игорь Барбаков, дипломант ХI Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова, прошедшего в декабре 2018 года на родине композитора, в Тихвине. Теноровая партия Левко — центральная во всём произведении; это редкий для Римского-Корсакова (и не только) случай, когда в оперной любовной истории акцент поставлен на юноше, а не на девушке. Возможно, причина в том, что автора переполняли те же чувства, которые испытывает его герой. Ведь недаром опера посвящена любимой супруге композитора. Действие первое: Ясный майский вечер. На улице украинского села парубки и девчата затеяли игру в «просо». Стороной от них пробирается молодой казак Левко. Он спешит к своей возлюбленной Ганне. Ласковой песней вызывает он её выйти хоть на миг из хаты. Крепко полюбилась парубку пригожая, черноокая дивчина, да и Левко люб Ганне. Одна беда: Голова, отец Левко, заупрямился и ни за что не соглашается на брак сына. Смеркается. Вдали тихо плещется озеро. На берегу его мрачно чернеет старый, полуразвалившийся панский дом. Ганна слышала, что с этим домом связана страшная история. Пусть Левко расскажет её. «Давно это было, — начинает Левко. — Жил сотник в том доме, красавица-дочка была у него». Женился вдовец-сотник на молодой, а та невзлюбила падчерицу и заставила мужа прогнать её из дому. С горя бросилась Панночка в озеро и стала русалкой. Вместе с подругами схватила она мачеху и утащила злодейку на дно. Сотникова жена была ведьмой, обернулась она русалкой, и Панночка никак не может её опознать. С той поры лунными ночами выходят русалки на берег. Увидят человека — заставляют отгадывать мачеху-ведьму. Сгущаются сумерки. Поздно — Левко и Ганна расстаются. На опустевшую улицу выходят дивчата. Их песни прерывает появление пьяного казака Каленика. Он зол на Голову и что есть силы честит его. Сильно подвыпившему Каленику всё нипочем: «Сам себе я голова», — беспрестанно твердит он. Одно лишь плохо: хмельной казак никак не может разыскать дороги домой. Девушки со смехом и шутками направляют Каленика к хате Головы. Оказывается, пан Голова не беспричинно противился браку сына с Ганной. Воспользовавшись наступившей темнотой, старик прокрадывается к девушке и докучает ей своими любовными излияниями. С негодованием прогоняет Ганна седого и кривого Голову. Она всё расскажет Левко. А Левко, уже и раньше подозревавший неладное, подкараулил Голову и вместе с приятелями решает хорошенько проучить его. Над притихшей деревней весело и задорно звучит сочиненная Левко песня про кривого Голову, у которого «в голове рассохлись клепки». Действие второе: Картина первая. Голова и его Свояченица беседуют с уважаемым гостем — Винокуром. Он прибыл в деревню, чтобы на месте дома сотника поставить винокурню. Неожиданно вваливается пьяный Каленик. Он ведет себя в чужой хате как хозяин и с ожесточением ругает Голову. Возмущённый Голова хочет выгнать нахала, но вдруг со звоном разбивается оконное стекло — и в комнату влетает камень. Голова спешит на улицу и вскоре, торжествующий, возвращается назад. Он поймал злоумышленника, одетого в вывороченный тулуп. Это Левко. Улучив удобный момент, парубок гасит светильник и убегает. В наступившей темноте Голова ловит Свояченицу и вталкивает е1 в чулан. Появляется Писарь. Он спешил к пану Голове, чтобы сообщить ему радостное известие: главный смутьян, поносивший в песне начальство, пойман и заперт в казенной хате. Голова уверен: главаря поймал он сам. Чтобы доказать Писарю собственную правоту, он открывает чулан, и оттуда выбегает Свояченица, осыпающая ругательствами оторопевшего Голову. Не слушая его оправданий, она бросается на улицу, и вскоре оттуда доносится её крик о помощи. Голова не обращает на него никакого внимания. Вместе с Писарем, Винокуром и десятскими он спешит к казенной хате, чтобы примерно наказать арестованного хлопца. Картина вторая. Голова, Писарь и Винокур охвачены суеверным страхом. Заглянув в замочную скважину, они обнаружили в казённой хате Свояченицу. Не иначе как это сам Сатана. Надо поджечь солому на крыше и огнём уничтожить нечистого. Напуганная Свояченица молит выпустить её. Наконец Писарь отваживается открыть дверь, и на Голову снова набрасывается разъяренная Свояченица. Действие третье: Тихая майская ночь. Сиянием луны озарены озеро, полуразвалившийся барский дом, запущенный сад. С бандурой в руке входит Левко. С нежностью думает он о Ганне, желает, чтобы любимой пригрезился сладкий-сладкий сон — «долюшка счастливая со милым дружком». Распахивается окно дома сотника. Появляется Панночка. Из озера на берег выходят русалки. Они водят хороводы, затевают игры. Левко выполняет просьбу Панночки — опознаёт злую мачеху, и русалки увлекают ведьму на дно озера. Обрадованная Панночка вручает Левко записку для Головы и желает казаку счастья с любимой. Светает, всходит солнце. Появившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские кидаются к Левко, чтобы его связать. Парубок передает отцу записку. В ней — приказ комиссара женить Левко на Ганне. Радостна встреча влюбленных. Теперь ничто больше не мешает их счастью. Торжественно звучит величальная жениху и невесте: Солнышку красному — слава! Молодцу с девицей — слава! Спектакль идёт с одним антрактом.