Майская ночь

Майская ночь
Концертный зал Мариинского театра
Опера Николая Римского-Корсакова. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Соавторы «Майской ночи» — фигуры равновеликие: Гоголь и Римский-Корсаков. Это поэтичное произведение создано молодыми: Гоголь написал свою «Майскую ночь» двадцатилетним юношей, а для Римского-Корсакова это всего лишь вторая по счёту опера, и в день премьеры композитору ещё не исполнилось тридцати шести.
Декабрьским вечером 1871 года счастливые, только что обручившиеся Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд читали вслух «Вечера на хуторе близ Диканьки», дойдя и до особенно любимой «Майской ночи». Невесте «оперность» сюжета была очевидна с самого начала. Именно Надежда, через полгода ставшая уже женой композитора, не раз напоминала мужу о гоголевском сюжете. В 1877-м Римский-Корсаков наконец занялся им вплотную. Композитор подошёл к «Майской ночи» основательно подготовленным. Позади — углублённые штудии контрапункта (преподавая студентам, молодой профессор Санкт-Петербургской консерватории интенсивно учился и сам), работа с партитурами Глинки, изучение, записи, обработки народных песен. Всё это принесло плоды в «Майской ночи», написанной уже рукой мастера; тут есть всё, за что так любим Римский-Корсаков: богатая и тонкая оркестровая палитра, гибкая мелодика с узнаваемыми оборотами народных песен, отголоски древних языческих обрядов, изумительная пейзажность (чего стоит одна «Украинская ночь» перед третьим актом), юмор… Здесь впервые появляется и особый корсаковский женский тип — хрупкое, неземное, сказочно прекрасное создание — Панночка, за которой в своё время последуют Снегурочка, Царевна Лебедь, Волхова…
«Майскую ночь» зрители впервые увидели именно в Мариинском театре в 1880 году. Нынешняя постановка — юбилейная, причём дважды: её осуществили десять лет назад к двухсотлетию со дня рождения Гоголя, ныне она звучит в честь юбилея композитора. Красивая, камерная постановка Александра Маскалина верна оригиналу: режиссёр не вступает в полемику с великими авторами, а создаёт для них удобное сценическое пространство.
В спектакле задействованы исполнительские силы Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Партию Левко будет исполнять Игорь Барбаков, дипломант ХI Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова, прошедшего в декабре 2018 года на родине композитора, в Тихвине. Теноровая партия Левко — центральная во всём произведении; это редкий для Римского-Корсакова (и не только) случай, когда в оперной любовной истории акцент поставлен на юноше, а не на девушке. Возможно, причина в том, что автора переполняли те же чувства, которые испытывает его герой. Ведь недаром опера посвящена любимой супруге композитора.
Действие первое:
Ясный майский вечер. На улице украинского села парубки и девчата затеяли игру в «просо». Стороной от них пробирается молодой казак Левко. Он спешит к своей возлюбленной Ганне. Ласковой песней вызывает он её выйти хоть на миг из хаты. Крепко полюбилась парубку пригожая, черноокая дивчина, да и Левко люб Ганне. Одна беда: Голова, отец Левко, заупрямился и ни за что не соглашается на брак сына. Смеркается. Вдали тихо плещется озеро. На берегу его мрачно чернеет старый, полуразвалившийся панский дом. Ганна слышала, что с этим домом связана страшная история. Пусть Левко расскажет её. «Давно это было, — начинает Левко. — Жил сотник в том доме, красавица-дочка была у него». Женился вдовец-сотник на молодой, а та невзлюбила падчерицу и заставила мужа прогнать её из дому. С горя бросилась Панночка в озеро и стала русалкой. Вместе с подругами схватила она мачеху и утащила злодейку на дно. Сотникова жена была ведьмой, обернулась она русалкой, и Панночка никак не может её опознать. С той поры лунными ночами выходят русалки на берег. Увидят человека — заставляют отгадывать мачеху-ведьму.
Сгущаются сумерки. Поздно — Левко и Ганна расстаются. На опустевшую улицу выходят дивчата. Их песни прерывает появление пьяного казака Каленика. Он зол на Голову и что есть силы честит его. Сильно подвыпившему Каленику всё нипочем: «Сам себе я голова», — беспрестанно твердит он. Одно лишь плохо: хмельной казак никак не может разыскать дороги домой. Девушки со смехом и шутками направляют Каленика к хате Головы.
Оказывается, пан Голова не беспричинно противился браку сына с Ганной. Воспользовавшись наступившей темнотой, старик прокрадывается к девушке и докучает ей своими любовными излияниями. С негодованием прогоняет Ганна седого и кривого Голову. Она всё расскажет Левко. А Левко, уже и раньше подозревавший неладное, подкараулил Голову и вместе с приятелями решает хорошенько проучить его. Над притихшей деревней весело и задорно звучит сочиненная Левко песня про кривого Голову, у которого «в голове рассохлись клепки».
Действие второе:
Картина первая. Голова и его Свояченица беседуют с уважаемым гостем — Винокуром. Он прибыл в деревню, чтобы на месте дома сотника поставить винокурню. Неожиданно вваливается пьяный Каленик. Он ведет себя в чужой хате как хозяин и с ожесточением ругает Голову. Возмущённый Голова хочет выгнать нахала, но вдруг со звоном разбивается оконное стекло — и в комнату влетает камень. Голова спешит на улицу и вскоре, торжествующий, возвращается назад. Он поймал злоумышленника, одетого в вывороченный тулуп. Это Левко. Улучив удобный момент, парубок гасит светильник и убегает. В наступившей темноте Голова ловит Свояченицу и вталкивает е1 в чулан. Появляется Писарь. Он спешил к пану Голове, чтобы сообщить ему радостное известие: главный смутьян, поносивший в песне начальство, пойман и заперт в казенной хате. Голова уверен: главаря поймал он сам. Чтобы доказать Писарю собственную правоту, он открывает чулан, и оттуда выбегает Свояченица, осыпающая ругательствами оторопевшего Голову. Не слушая его оправданий, она бросается на улицу, и вскоре оттуда доносится её крик о помощи. Голова не обращает на него никакого внимания. Вместе с Писарем, Винокуром и десятскими он спешит к казенной хате, чтобы примерно наказать арестованного хлопца.
Картина вторая. Голова, Писарь и Винокур охвачены суеверным страхом. Заглянув в замочную скважину, они обнаружили в казённой хате Свояченицу. Не иначе как это сам Сатана. Надо поджечь солому на крыше и огнём уничтожить нечистого. Напуганная Свояченица молит выпустить её. Наконец Писарь отваживается открыть дверь, и на Голову снова набрасывается разъяренная Свояченица.
Действие третье:
Тихая майская ночь. Сиянием луны озарены озеро, полуразвалившийся барский дом, запущенный сад. С бандурой в руке входит Левко. С нежностью думает он о Ганне, желает, чтобы любимой пригрезился сладкий-сладкий сон — «долюшка счастливая со милым дружком».
Распахивается окно дома сотника. Появляется Панночка. Из озера на берег выходят русалки. Они водят хороводы, затевают игры. Левко выполняет просьбу Панночки — опознаёт злую мачеху, и русалки увлекают ведьму на дно озера. Обрадованная Панночка вручает Левко записку для Головы и желает казаку счастья с любимой.
Светает, всходит солнце. Появившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские кидаются к Левко, чтобы его связать. Парубок передает отцу записку. В ней — приказ комиссара женить Левко на Ганне. Радостна встреча влюбленных. Теперь ничто больше не мешает их счастью. Торжественно звучит величальная жениху и невесте: Солнышку красному — слава! Молодцу с девицей — слава!
Спектакль идёт с одним антрактом.

Стоимость 1200 - 3000
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
22 ноября, 30 ноября ...
01 декабря, 06 февраля ...
Ноя
28
22 ноября, 29 ноября ...
23 ноября, 15 декабря ...
23 ноября, 25 ноября ...
23 ноября, 21 декабря
24 ноября, 26 января
29 ноября, 26 декабря
Ноя
27
25 ноября, 31 декабря ...
Ноя
22-24