
Музыкальное приношение великому французскому композитору Морису Равелю, 150 лет со дня рождения которого отмечается в 2025 году. Наряду с произведениями самого Равеля в программу вошли сочинения Габриэля Форе, Эммануэля Шабрие, Клода Дебюсси, Мануэля де Фальи, каждый из которых повлиял на формирование творческого почерка Мориса Равеля.
Откроет концерт «Павана» Габриэля Форе. Равель высоко ценил его не только как своего учителя, но и как друга. Дружба связывала Равеля и с испанским композитором Мануэлем де Фальей — его «Ритуальный танец огня» продолжит программу. В начале ХХ века Морис Равель глубоко интересовался испанской музыкальной культурой. Под впечатлением от соприкосновения с нею была написана и знаменитая «Альборада» из цикла «Отражения» — следующий номер программы. Исполнение «Арабески № 1» и «Лунного света» Клода Дебюсси — дань уважения гению импрессионизма, творчеством которого Равель живо интересовался и вдохновлялся. Также в Екатерининском собрании прозвучит яркое и жизнерадостное «Фантастическое бурре» Эммануэля Шабрие, которого Равель считал одним из наиболее значимых французских композиторов.
Наиболее масштабное сочинение программы — сюита Le Tombeau du Couperin. Традиционно ее название переводят как «Гробница Куперена». Однако словом «томбо» (Tombeau) также называется распространенный во Франции в эпоху барокко музыкальный жанр: серия пьес, посвященных покойному учителю или другу.
По образу и подобию барочных сюит «Гробница Куперена» включает в себя старинные танцы, написанные Равелем, скорее, как стилизация, мало схожая с реальной танцевальной музыкой. Но, несмотря на очевидные параллели с барочными жанрами, «Гробницу Куперена» следует отнести к неоклассицизму. В этом сочинении ярко проявились стремление Равеля к рационализму и особое внимание к форме. Каждая пьеса стройна и отточена, а музыкальный язык ясен и прозрачен, хотя при этом сохраняет узнаваемые авторские черты. Пронизанная светлым настроением, музыка сюиты также таит в себе драматические коллизии, которые по мере продвижения к финалу проявляются все сильнее.
В переложениях для дуэта ударных инструментов знакомые произведения заиграют новыми красками: маримба подчеркнет ритмическую выразительность «Альборады», а вибрафон придаст «Лунному свету» по-настоящему волшебный, неземной колорит.
Исполнители: артисты Российского национального молодёжного симфонического оркестра Николай Конаков и Владислав Шумихин (Москва).
Продолжительность: 2 часа без антракта






















