Программа «Гробница Куперена» — музыкальное приношение великому французскому композитору, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. В нее вошли как сочинения самого Равеля, так и музыка Форе, Шабрие, Дебюсси, де Фальи. Произведения именно этих композиторов выбраны неслучайно. Каждый из них повлиял на формирование творческого облика Мориса Равеля.
Открывает программу концерта «Павана» Габриэля Форе. Равель высоко ценил его не только как своего учителя, но и как друга. Дружба связывала Равеля и с испанским композитором Мануэлем де Фальей — его «Ритуальный танец огня» продолжает программу. В начале ХХ века Морис Равель глубоко интересовался испанской музыкальной культурой. Под впечатлением от соприкосновения с нею была написана и знаменитая «Альборада» из цикла «Отражения» — следующий номер программы. «Арабеска № 1» и «Лунный свет» Клода Дебюсси — дань уважения гению импрессионизма, творчеством которого Равель вдохновлялся и живо интересовался. Яркое и жизнерадостное «Фантастическое бурре», одна из наиболее известных композиций Эммануэля Шабрие, также прозвучит в концерте. Равель относился к нему с большим уважением и считал одним из наиболее значимых французских композиторов.
Наиболее масштабным сочинением в концерте станет сюита «Le Tombeau du Couperin». Традиционно ее название переводят как «Гробница Куперена». Однако словом томбо (Tombeau) также называется отдельный музыкальный жанр, распространенный во Франции в эпоху барокко. Это серия пьес, посвященных покойному учителю или другу.
По образу и подобию барочных сюит, «Гробница Куперена» включает в себя старинные танцы. Они воплощены Равелем, скорее, как стилизация, мало схожая с реальной танцевальной музыкой. Но, несмотря на очевидные параллели с барочными жанрами, «Гробницу Куперена» следует отнести к неоклассицизму. В этом сочинении ярко проявились стремление Равеля к рационализму и особое внимание к форме. Каждая пьеса стройна и отточенна, а музыкальный язык ясен и прозрачен, хотя при этом сохраняет узнаваемые авторские черты. Проникнутая светлым настроением, музыка сюиты, в то же время, таит в себе драматизм, который, по мере продвижения к финалу, проявляется все сильнее.
В переложениях для дуэта ударных инструментов знакомые произведения заиграют новыми красками: маримба поможет подчеркнуть ритмическую выразительность «Альборады», а вибрафон придаст музыке «Лунного света» по-настоящему волшебный, неземной колорит.
Исполнители: Артисты Российского Национального молодежного симфонического оркестра. (г. Москва)