Опера Родиона Щедрина. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. С появлением «Лолиты», коллекция опер Щедрина, исполняемых в Мариинском театре, обретает полноту: здесь идут все оперы мастера. Написанная в 1992 году Grand Opera (определение автора) «Лолита» ставилась четырежды: мировая премьера прошла в Стокгольме (1994), потом оперу увидели в Перми (2003), в 2011-м — в немецком Висбадене, в 2019 году — в Национальном театре в Праге. В 2020 году пражский спектакль был перенесён на петербургскую сцену. «Пражская постановка — самая удачная, «слышащая» мою партитуру, — считает композитор, — и также наиболее близкая к книге Набокова, поскольку, помимо сюжетности (каковая, конечно, сохранена), там найдена интересная интонация, сочетающая трагичность и нежность. Сам Набоков называл «Лолиту» патетической книгой и скорбел, что критики не уловили ту нежность, которой она переполнена. Это колдовской текст, в восприятии которого нельзя ограничиваться одной лишь фабулой. Если цепляться за фабулу, то и многие романы Достоевского — просто судебные хроники или детективы... Главное — как это сделано, что вокруг. В этом и заключается искусство. Постановка в Праге осуществлялась именно с таких художественных позиций, а не для того, чтобы взять и пересказать якобы эротический сюжет. Поэтому там я вижу и чувствую бережное отношение к трагическим судьбам героев». Пелагея Куренная, певшая заглавную партию в Праге, добавляет: «Лолита» не похожа ни на «Рождественскую сказку», ни на «Левшу», пусть даже временами я слышу какие-то его отголоски. Это совершенно другой стиль, который напоминает триллер с элементами мистики, с романтическими моментами. В самом начале оперы, на словах Гумберта «Лолита, грех мой, бедная, замученная девочка», аккорды звучат как уколы в сердце; я слушаю их с содроганием... Опера поставлена потрясающим режиссёром. Слава Даубнерова поместила в центр сцены вращающуюся конструкцию, так что картины плавно переходят одна в другую. Используется приглушённый свет, софиты направлены на главных героев, всё вокруг оказывается в таинственном тумане; получилась словно бы 3D-опера. Лолиту Слава видит как угловатую, но милую девочку-пацанку. Для неё все начинается с игры, ведь у неё не было отца, ей лишь нужно было внимание нового человека. Лолита в первом акте и во втором — две разные музыки. Сначала это бегающая, прыгающая резвушка; во втором акте у неё меняется голос, добавляется лирика, кантилена, а в самом конце оперы — боль. Родион Константинович создал музыкально совершенно разных персонажей. У каждого — свой характерный мелос: у Куильти, у Шарлотты, Гумберта, Лолиты... Не отступив от романа, композитор перенёс его в оперный жанр настолько талантливо, что ничего лучшего невозможно себе представить». Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц). Краткое содержание: Гумберт Гумберт, тридцатисемилетний европейский интеллектуал и литературовед, испытывает влечение к девочкам. Снимая жильё в маленьком американском городке, он знакомится с дочерью своей хозяйки Шарлотты Гейз, двенадцатилетней Долорес — Лолитой. Сильнейшая страсть к девочке-подростку завладевает им; чтобы быть ближе к Лолите, Гумберт женится на её матери. Дневник Гумберта с описанием его переживаний попадает в руки Шарлотты; потрясённая, она выскакивает из дома и гибнет под колёсами машины. Опека над девочкой переходит к новоиспечённому вдовцу, и под прикрытием заботы о падчерице, Гумберт пускается с ней в длительное автомобильное путешествие по Америке. Сблизившись с Лолитой, Гумберт угрозами и подарками удерживает её при себе. Улучив момент, Лолита сбегает к популярному драматургу Клэру Куильти, который заставляет её сниматься в порнографических фильмах. Гумберт пытается разыскать Лолиту, но безуспешно. Через три года он получает письмо от повзрослевшей падчерицы, где она просит денег, поскольку замужем, беременна и в долгах. Гумберт приезжает к Лолите в надежде вернуть её, но встречает отказ. Узнав, что Лолиту украл Куильти, Гумберт разыскивает своего врага и убивает его. За развращение несовершеннолетней и убийство преступник должен предстать перед судом. В ожидании разбирательства «светлокожий вдовец» пишет свою исповедь, однако, так и не дождавшись суда, умирает от сердечного приступа. Родив мёртвую девочку, умирает и Лолита. Администрация театра просит принять во внимание, что зрители до 18 лет в зал допущены не будут. Спектакль идёт с антрактом.