Лекция Семена Дымщица «Научное кино 1920–1950-х годов: между педагогикой, агитацией и искусством»

Лекция Семена Дымщица «Научное кино 1920–1950-х годов: между педагогикой, агитацией и искусством»
12 октября 2024
СУББОТА
19:30

«В порядке эксперимента». Цикл лекций аспирантов Школы искусств Европейского университета об экспериментах в кино, творческой самодеятельности и книгоиздательстве в СССР в «Порядке слов» на Фонтанке.

Искусство и культура не статичны, ведь они тесно связаны с вечно изменчивым контекстом: историческими событиями, развитием общества или историей идей. Исключением не было и искусство XX века в СССР.  И в 1920-х, и в послевоенные годы, и в эпоху застоя предпринимались эксперименты на пересечении различных областей: кино и науки, фотографии и театра, искусствоведения и книжного оформления. Сообщество «Школа искусств шумит» предлагает рассмотреть примеры неочевидных и порой незаметных экспериментов в цикле лекций аспирантов Школы искусств Европейского университета: Семена Дымшица, Марии Романенковой и Ксении Кузнецовой.

12 октября в 19.30 лекция Семена Дымщица «Научное кино 1920–1950-х годов: между педагогикой, агитацией и искусством».

В советском искусстве всегда были области, находившиеся под менее пристальным цензурным вниманием, чем «магистральные» направления: иллюстрирование детской книги, поэтический перевод и, не в последнюю очередь, популяризация науки. В позднесоветские годы страницы журнала «Химия и жизнь» украшали геометрические абстракции и графика Фернана Леже. Популяризатор Даниил Данин проповедовал кентавристику — науку о сочетаемости несочитаемого. Не отставало и кино — современному зрителю могут быть известны фильмы Павла Клушанцева о космосе, которые, по преданию, вдохновляли Кубрика и Лукаса, или более поздние абсурдистские эксперименты Владимира Кобрина, в которых ставилась под сомнение сама возможность познания мира.

Однако истоки советского научного кинематографа известны значительно хуже. Он прошел тернистый путь, от «культурфильмов» 20-х, через учебные и «технико-пропагандистские» фильмы 30-х, к поиску научно-популярной формы в послевоенные годы, в непростых для кинематографистов условиях «малокартинья» — резкого сокращения объемов кинопроизводства, когда научный кинематограф оказался единственным пристанищем для многих талантливых авторов.

«Мы, как в сказке, оказались на распутье — налево пойдешь — в художественный фильм “упрешься”, направо пойдешь — к хронике придешь, прямо пойдешь, — к учебному фильму придешь. А нам надо по четвертому пути идти — к научно-популярному фильму», — говорил на студийном совещании 1944-го года драматург Николай Волков. Именно в условиях неопределенности допустимых формальных средств, неопределенности прагматики, неопределенности целевой аудитории формировались те основы научного кинематографа, которые дадут пространство для экспериментов последующих десятилетий. О том, как чиновники, педагоги и кинематографисты пытались ответить на вопрос «что же такое научное кино?» расскажет в своей лекции аспирант Школы искусств Европейского университета Семён Дымшиц.


Место
Книжный магазин Порядок слов (Наб реки Фонтанки 15)
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
19 октября, 15 ноября
17 октября, 02 ноября ...
12 октября, 19 октября
Окт
11
10 октября, 22 октября ...
Окт
19
10 октября, 17 октября ...
07 октября, 18 октября