В этой программе широко и исчерпывающе представлены хоралы и свободные формы — две фундаментальные основы органного творчества Баха. Фантазия и фуга соль минор, открывающая концерт, является ярким воплощением аффектно-риторического принципа мышления Баха-полифониста. Фуга, полностью выдержанная в танцевальном духе, после ярко драматической фантазии воспринимается как переключение в иную образную сферу, близкой народно-жанровой. Трехголосная Пастораль фа мажор для двух мануалов и педали — единственное сочинение Баха в этом типично рождественском жанре — представляет собой поэтическую идиллию народного стиля. Здесь композитор с помощью музыкальных риторических символов рисует картину рождественской ночи, очень лаконично описывая все её события. Хоральные обработки представлены в программе тремя ключевыми сборниками. «Органная книжечка» (Orgelbüchlein) изначально была задумана как полный годовой цикл хоралов, порядок чередования которых соответствовал церковному песеннику. Но из 146 Бах завершил только 46 обработок и одну оставил в наброске. В концерте прозвучат хоралы BWV 633 «Возлюбленный Иисус! Мы здесь» и BWV 612 «Мы, христиане». «18 Лейпцигских хоралов» относятся к большим хоральным обработкам не только по масштабу произведений, но и по сложности полифонического письма. BWV 662 «Один лишь Бог на небесах да будет прославлен» — яркий тому пример. Сборник Clavierübung III является наиболее объемной работой Баха для органа. Это произведение имеет традиционную структуру органной мессы, состоящей из вступительной прелюдии, 11 маленьких и 10 больших хоралов, 4 дуэтов и заключительной фуги. Хорал «Отец наш небесный» представлен в сборнике двумя обработками. Одна из них, BWV 683, отличается приглушенным звучанием, прозрачной фактурой, что навевает мысли о молитве и ее созерцании. Исполнитель: Александр Удальцов (орган, г. Москва) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор, BWV 542 Две хоральные прелюдии из сборника Orgelbüchlein / «Органная книжечка»: Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 633 Wir Christenleut, BWV 612 Пастораль фа мажор, BWV 590 Alla Siciliana Allemande Aria Alla Gigue Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538 Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 662 из сборника «18 Лейпцигских хоралов» Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3 Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547