Легенды органного романтизма. Выдающийся российский органист Алексей Шмитов представляет программу, в которой встретились две самых «органных» страны — Германия и Франция. Германия — страна номер один в истории развития мирового органного искусства. Выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и великие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в разных странах мира, по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов. Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. Заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центра органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в собственных сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Наивысшего расцвета во Франции король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе- Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Великим музыкантом рубежа XIX–XX столетий Шарлем-Мари Видором написано 10 органных симфоний и многочисленные пьесы для органа. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре — ученик органных мэтров Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с неизменными аншлагами гастролировал в многочисленных странах Европы и мира. Наиболее исполняемые сочинения мастера —— ранние, в числе которых три прелюдии и фуги для органа. Первая и третья пьесы из этого цикла столь сложны, что в течение нескольких лет никто, кроме самого автора, не мог их исполнить. Музыкант вошел в историю, воплотив две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, сыграв их наизусть. Ученик Шарля Видора и Александра Гильмана Анри Мюле — ярчайший представитель французской симфонической органной традиции. Большую часть своей жизни композитор проработал церковным органистом в соборах Парижа, а тридцать лет из восьмидесяти девяти провел в монастырском уединении. Легенды органного романтизма — незабываемые музыкальные впечатления в осеннем Петербурге. Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее на свои средства было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 4 си-бемоль мажор ор. 65 № 4: Allegro con brio — Andante religioso — Allegretto — Allegro maestoso e vivace Роберт Шуман (1810–1856) — Шесть этюдов в форме канона ор. 56: Nicht zu schnell Mit innigem Ausdruck Andantino Innig Nicht zu schnell Adagio Шесть фуг на BACH op. 60: Langsam. Nach und nach schneller und starker Mit sanften Stimmen Massig, nach und nach schneller Шарль-Мари Видор (1844–1937) — «Мистика» из цикла «Три новые пьесы» ор. 87 Анри Муле (1878–1967) — «Неф и Витраж» из цикла «Византийские эскизы» (1908) Марсель Дюпре (1886–1971) — Прелюдия и фуга соль минор ор. 7 № 3 Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Алексей Шмитов, орган (Москва) Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта
Концептуальные и редко исполняемые произведения симфонической музыки по понедельникам в Доме Шрёдера пользуются особой популярностью у зрителей. Великая музыка, залы …