В самом названии этой программы заключено неочевидное противоречие, размышляя о котором, мы будем постепенно приближаться к пониманию музыки, написанной в Англии — узнаваемо перекликающейся с европейскими школами, но внутренне совершенно иной, наполненной особым колоритом и содержанием. Краски туманного Альбиона действительно лежат в совершенно иной цветовой гамме, чем, к примеру, краски «солнечной Италии» или «прекрасной Франции»; их восприятие требует более тонких «настроек оптики», позволяющих разглядеть особенные оттенки музыкального ландшафта этой страны. Один из «космополитов» барочной эпохи, Гендель в равной степени считается немецким и английским композитором. Его клавирные сочинения обнаруживают те же французские влияния, которые полувеком раньше можно было наблюдать у Пëрселла. Подобным образом Гендель наследовал от Пëрселла характер вокального хорового письма, проявившийся в операх и, в наибольшей степени, в духовных сочинениях, к которым обращались оба композитора. Романтическая английская музыка — наследие, в значительной степени остающееся в тени других национальных школ, однако едва ли хоть в чëм-то уступающее другим проявлениям романтического дискурса. Особый «северный» колорит, ощущаемый здесь как самобытность и индивидуальность, во многом связан с культурной и географической дистанцией, отделявшей Англию от континентальной Европы. Именно эта дистанция позволяла английской музыке развиваться в независимом замкнутом пространстве, и с этой же дистанции, вместе с тем, лучше виднелись важнейшие черты европейских стилей, достойные заимствования и развития. Исполнитель: Ольга Котлярова (орган) В программе: Джеремайя Кларк (1674–1707) — «Марш принца Георга Датского» ре мажор Джон Булл (1563?—1628) — Прелюдия и вариации на тему Laet ons met herten Reijne in g, IJB 21 Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Соната для механических часов до мажор, HWV 578 Allegro Trio. Larghetto Gavotte Фуга ля минор, HWV 609 Генри Пёрселл (1659?—1695) — Волюнтари in A на Псалом 100 All people that on earth do dwell, sing to the Lord with cheerful voice, Z. 721 Джон Булл — Волюнтари in a, IJB 23 Генри Пёрселл — Граунд in c, Z. 221 Рондо из cюиты Abdelazer, Z. 570 Георг Фридрих Гендель — Lascia ch’io pianga... Ария Альмирены из оперы «Ринальдо», HWV 7 Фантазия до мажор, HWV 490 Франк Бридж (1879–1941) — Adagio ми мажор, H. 63