Эта программа приглашает слушателя проследить за сменой стилей и эпох и подчёркивает особенности, позволяющие говорить об органной культуре как о едином, непрерывно развивающемся явлении. XVII век представлен здесь именами Луи Маршана, Георга Муффата и Дитриха Букстехуде. Маршан и Муффат — представители французской и южнонемецкой школ — воплощают в своих сочинениях идеалы красочного, пышного стиля. Букстехуде же, одна из ключевых фигур северонемецкой органной традиции, тяготел к более монументальным формам, строгим и сдержанным.
Иоганн Себастьян Бах, чьё имя ассоциируется с вершиной барокко, представлен в программе как автор блестящих органных транскрипций. Концерт ре минор BWV 596, представляющий собой переложение концерта Антонио Вивальди, — один из наиболее известных примеров того, насколько глубоко Бах изучал музыку своих современников и творчески переосмыслил её в органной сфере.
Органный романтизм представлен Луи Вьерном и Марко Энрико Босси. Оба композитора были современниками той «революции» в органостроении, которая существенно изменила облик инструмента, приблизив его звучание к симфоническому оркестру. Сонаты и сюиты, созданные в это время, тяготели к оркестровым образцам, а органные пьесы зачастую были рассчитаны на возможности нового романтического инструмента. Две пьесы Вьерна, которые прозвучат в концерте, — из числа «характерных», программных пьес, в которых композитор обращается к живописному, изобразительному стилю.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе: