Органное наследие Иоганна Себастьяна Баха — большая музыкальная энциклопедия эпохи барокко, в которой представлены практически все существовавшие в то время органные жанры и всевозможные образные сферы. Кроме того, эта область творчества композитора — ценное руководство по работе с музыкальным материалом, в частности с хоральными мелодиями. Шесть «Шюблеровских» хоралов являются баховскими транскрипциями фрагментов собственных кантат. В этом заключается особая сложность их исполнения: фактура хоралов представляет собой «чистое» трёхголосие, и каждый из них переписан с оркестровой партитуры в органную практически без изменений.
Концерт до мажор является транскрипцией концерта для скрипки и струнного оркестра Антонио Вивальди. Название «Великий Могол», возможно, связано с сюжетом одноимённой итальянской оперы, музыка которой произвела впечатление на великого скрипача. В баховском концерте орган «примеряет на себя роль» струнного оркестра: композитор сохранил «оркестровость» музыки Вивальди и воссоздал не только скрипичные фактуры, но и приём сопоставления двух групп инструментов разных по звучанию.
Фантазия и фуга соль минор — одно из монументальных полотен композитора, которое в первую очередь впечатляет своей драматургией. Фантазия написана в виде выразительного, патетического речитатива; фуга полностью выдержана в танцевальном духе и воспринимается как переключение в иную образную сферу — близкую народно-жанровой.
Георг Муффат был старшим современником Баха. Сборник Apparatus musico-organisticus — своего рода учебно-исполнительская энциклопедия конца XVII века: он включает в себя все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). В заключении концерта прозвучит Пассакалия in g — жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Исполнитель:
В программе:
Концерт до мажор, BWV 594 (транскрипция концерта ре мажор «Великий Могол», RV 208 Антонио Вивальди)
I. [—]
II. Recitativo. Adagio
III. Allegro
Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645
Wo soll ich fliehen hin (Auf meinen lieben Gott), BWV 646
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 647
Meine Seele erhebt den Herren, BWV 648
Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ, BWV 649
Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter auf Erden, BWV 650
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus