Эта программа, в которой музыка Баха соседствует с народными мелодиями Ирландии, — своеобразный диалог двух культур, разделённых не только географией, но и историческим временем. В ней переплетаются сочинения, созданные в эпоху барокко, и музыка рубежа XIX–XX веков, отмеченного расцветом национальных школ, в том числе ирландской.
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552, открывающие и завершающие концерт, — одно из самых торжественных баховских сочинений для органа. BWV 552 входит в состав третьего тома «Клавирного упражнения», изданного Бахом в 1739 году. К другому полюсу программы относятся сочинения композиторов конца XIX — начала XX века, которые стремились создать национальный стиль, основанный на многовековых традициях народной музыки. Чарльз Вильерс Стэнфорд — выдающийся ирландский композитор, дирижёр и органист — был одним из инициаторов «английского музыкального возрождения» на рубеже XIX–XX веков. В своих сочинениях, близких к романтическому стилю, он использовал английские и ирландские народные мелодии. Алек Роули — английский композитор, пианист, органист, педагог, музыкальный писатель, служивший органистом в нескольких церквях Лондона и преподававший композицию в Тринити-колледже. Он известен прежде всего как педагог и автор образовательной музыки. Оскар Линдберг — шведский композитор и органист, среди произведений которого хоровая и оркестровая музыка. Джеймс Хили Уиллан — англо-канадский органист и композитор, известный прежде всего своей церковной органной музыкой, хотя им написано более 800 произведений. Ирландский композитор Джеффри О'Коннор-Моррис, большую часть жизни проживший в Канаде, был также известным органистом, дирижёром и музыкальным педагогом. В его творчестве, возможно, переплетались традиции ирландского и английского музыкального фольклора. В качестве «связки» между этими двумя полюсами выступает хоральная прелюдия Christ lag in Todesbanden Баха.
Среди особенностей программы — импровизация на старинную ирландскую мелодию. Эта традиция, восходящая к истокам органной музыки, позволяет исполнителю не только продемонстрировать своё мастерство, но и по-новому взглянуть на материал, созданный несколько веков назад.
Исполнитель:
Кристина Ротаева (орган, лоу вистл, г. Петрозаводск)
В программе: