Творчество Баха — грандиозное завершение эпохи барокко, обобщение опыта немецких, французских и итальянских композиторов добаховской эпохи. Музыка Баха послужила неисчерпаемым источником вдохновения для композиторов последующих столетий. Причина этого — глубина и всеохватность баховского искусства. Среди всех своих ровесников Бах единственный воплотил в музыке богатую и сложную духовную жизнь, раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал. В программу концерта вошли не только оригинальные сочинения Баха для органа, но и транскрипции его кантат, сольных скрипичных произведений, выполненные композиторами XIX и XX веков. Все эти переложения — своеобразное отражение музыки Баха через призму романтического мышления и то, как эту музыку воспринимает современный человек-композитор.
Концерт до мажор BWV 594 уникален тем, что является баховской транскрипцией концерта для струнных инструментов Антонио Вивальди.
Фантазия и фуга соль минор является ярким воплощением аффектно-риторического принципа мышления Баха-полифониста. Под риторикой подразумевается зашифровка определенного музыкального образа с помощью нотных символов. Фуга, полностью выдержанная в танцевальном духе, после ярко драматической фантазии воспринимается как переключение в иную образную сферу, близкой народно-жанровой.
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig представляет собой вариации на хорал «Иисусе, Спаситель, прими моё приветствие!»
В переложении Фьелрада и Дюпре прозвучат номера из кантат Баха. Хорал «Иисус — моя радость» — пожалуй, одна из самых известных страниц в вокально-инструментальном наследии Баха, прославляющая Христа.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Сицилиана из Сонаты ми-бемоль мажор для флейты, BWV 1031
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Adagio из Сонаты № 4 до минор для скрипки, BWV 1017 (транскрипция для органа Ф. Листа)
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Хорал Jesu bleibet meine Freude из Кантаты Herz und Mund und Tat und Leben, BWV 147 (транскрипция для органа Г. Фьелрада)
Синфония из Кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir, BWV 29 (транскрипция для органа М. Дюпре)