Райнбергер — великолепный мелодист, во всех его сочинениях на первый план выходят выразительные, очень гибкие и интонационно насыщенные мелодические линии. Вместе с тем в его творчестве очень органично соединяются барочные и романтические традиции. В восьмой сонате композитор обращается к старинному жанру вариаций на повторяющуюся в басу тему — пассакалии. Вторая часть сонаты № 16 Skandinavisch была написана под впечатлением от скандинавских мелодий: её музыка передает очаровательную атмосферу холодных северных стран. За ней следует Интродукция и фуга — жанр эпохи барокко, который переосмыслен в рамках романтической эпохи.
Камерное творчество представлено в программе сюитой и шестью пьесами для скрипки и органа. В рамках жанра сюиты Райнбергер следует традициям эпохи барокко: среди частей видим вступительную Прелюдию, старинный танец Аллеманду. Moto perpetuo — вечное движение — быстрый финал, который вызывает ассоциации с заключительной жигой в барочной сюите. Среди пьес из опуса 150 особое внимание привлекает Ouvertüre. Она написана в духе французской увертюры и мысленно переносит слушателя во вторую половину XVII века.
Несмотря на стилевое разнообразие в наследии Райнбергера, каждое его произведение — уникальная музыкальная палитра с разнообразными и тонкими художественными образами.
Исполнители:
В программе:
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Praeludium
Canzone
Allemande
Moto perpetuo
Соната № 16 соль-диез минор, op. 175:
Из «Шести пьес для скрипки и органа», ор. 150: