Франсуа Куперен — композитор, имя которого осталось в истории как тождественное клавесинной культуре как таковой. Куперен Великий, как называли его современники, действительно был патриотом своего инструмента. Его знаменитый трактат «Искусство игры на клавесине» — едва ли не первое в истории сочинение подобного жанра, в центре которого находится сложившаяся концепция инструмента, определяющая технику и стиль. Современник известного клавиростроителя Николя Бланше, Куперен мыслил тембровыми категориями французского клавесина с певучим, «расцветающим» после взятия звуком, предполагающим органичное вплетение в музыкальную ткань многочисленной орнаментики. Двадцать семь клавесинных ордров, которые Куперен создавал на протяжении почти всей жизни, — своеобразный дневник композитора, отражающий его картину мира, и монументальный тезаурус средств, которыми эта картина мира может быть воплощена на клавесине. Подобно сюитам более ранних французских композиторов, таких как Шамбоньер и Луи Куперен, ордр у Франсуа Куперена представляет собой сборник пьес в одной тональности, включающий как обязательные части сюиты (аллеманда, куранта, сарабанда), так и другие танцы, порой весьма многочисленные, а также программные пьесы — в том числе свойственные французской традиции «портреты» и «характеры». Концертная практика позволяла исполнителю выбирать пьесы из ордра по своему усмотрению, конструируя собственную сюиту из предложенного автором материала — делая этот выбор, современные клавесинисты порой отдают предпочтение наиболее ярким «хитам». В этом отношении концерт Елены Чупахиной неординарен: исполнительница сыграет все пьесы десятого и одиннадцатого ордров без каких-либо сокращений, досконально раскрывая авторскую мысль во всей её многогранности. Исполнители: Елена Чупахина (клавесин) В программе: Франсуа Куперен (1668–1733) Десятая сюита (Dixième Ordre) пьес для клавесина ре мажор и ре минор La Triomphante: 1 Bruits de guerre - 2 Allégresse des Vainqueurs - 3 Fanfare La Mézangére La Gabriéle La Nointéle La Fringante L'Amazône Les Bagatelles Одиннадцатая сюита (Onzième Ordre) пьес для клавесина до минор и до мажор La Castelane L'Etincelante ou La Bontems Les Grâces Naturéles, suite de la Bontems La Zénobie Les Fastes de la Grande et Ancienne Mxnxstrsndxsx: 1 Les Notables, et Jurés - Ménestrandeurs, Marche - 2 Les Viéleux, et les Gueux - 3 Les Jongleurs, Sauteurs, et Saltimbanques, avec les Ours et les Singes - 4 Les Invalides ou gens estropiés au Service de la grande Mxnexstrxandxsx : les disloqués, les boiteux - 5 Désordre et déroute de toute la troupe; causés par les Ivrognes, les Singes et les Ours
Анастасия Николаевна Ваганова научный сотрудник лаборатории молекулярно-биологических технологий Отдела новых технологий Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и …