Программа: Хор musicAeterna продолжает исследование духовной музыки двух западноевропейских классиков XX века — Франсиса Пуленка и Бенджамина Бриттена. «Он был полон парадоксов. Вы могли бы с одинаковой лёгкостью встретить его в фешенебельных парижских кругах... или на мессе», — так знаменитая пианистка Надя Буланже говорила о композиторе Франсисе Пуленке. Не менее парадоксален в этом смысле был его современник — Бенджамин Бриттен. Родившиеся в начале XX века, оба мастера принадлежали к числу блестяще образованных, добившихся всемирного признания, вполне светских авторов. Но это не мешало им глубоко погружаться в стихию духовной музыки и создавать опусы, предназначенные для богослужений или паралитургического исполнения. Франсис Пуленк обратился к католичеству в результате трагической смерти коллеги в 1936 году. Вспомнив о религиозных традициях своей семьи, композитор отправился в паломничество к Черной Деве Рокамадурской, средневековой статуе Богоматери в маленькой церкви на горе Св. Амадура: «Рокамадур окончательно вернул мне веру моего детства», — объяснял Пуленк изумленным друзьям. Этому духовному перелому обязан своим появлением большой корпус хоровых сочинений, в которых оригинально сплавлены элементы григорианики, барочная риторика, стилистические приемы XX столетия и подлинная молитвенность музыки. Многие циклы, как, например, «Четыре маленьких молитвы на слова святого Франциска Ассизского», или «Лауды святому Антонию Падуанскому» на тексты поэта-францисканца XIII века Юлиануса Тевтоникуса (или Жюльена из Шпейера) предназначались для исполнения монахами-францисканцами во время литургий. Взаимоотношения «главного» британского композитора XX века Бенджамина Бриттена с религией были непростыми. Историкам ничего не известно о том, посещали ли Бриттена духовные озарения, однако его глубокая связь с английской церковной (и близкой к ней школьной) хоровой традицией нашла мощное выражение в творчестве. Бриттен оставил блистательные образцы духовной музыки — в жанре оперы (в трех «Притчах для исполнения в церкви»), в «Военном реквиеме», а также в хоровых миниатюрах, которые композитор писал с 16 лет — для нужд школьных хоров, для концертного исполнения или даже трансляций в радиопостановках.