Четвертый сезон фестиваля K-fest «Die Orgel» — возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы и особенностями устройства этого инструмента.
Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.
В эпоху классицизма отношение к органу было двойственным. С одной стороны, он по-прежнему занимал лидирующее место в иерархии музыкальных инструментов, а с другой — как будто бы не соответствовал музыкальным вкусам классической эпохи. В связи с этим в наследии венских классиков и их современников органная музыка заняла довольно скромное место.
Однако в эту эпоху появляются интересные по своему устройству и принципу работы органоподобные инструменты. Среди них — механические органчики, которые по-немецки назывались Flötenuhr (дословно: «часы с флейтами»). По сути это были часы, в которые встраивался небольшой орган. Музыка записывалась на валик, который приводился в движение через определенные интервалы времени. Штифты, расположенные на валике, при его вращении соприкасались с небольшим рычагом, который был непосредственно связан с органными трубами и определял время их звучания. Встроенные в часы органы чаще всего имели флейтовые регистры очень высокого звучания, благодаря чему создавалось игрушечное или волшебное впечатление. Кроме того, музыка всегда звучала так, как ее задумал автор: исполнитель не принимал участие в ее воспроизведении. Многие произведения Моцарта, входящие в сегодняшнюю программу, были написаны для Flötenuhr.
Особняком в программе стоят его церковные сонаты. Некоторые из них были написаны для обширного оркестрового состава, другие — для органа и струнных инструментов. Название «Церковные» связано с тем, что сонаты исполнялись во время богослужения.
В завершении концерта прозвучат номера из «Маленькой ночной серенады» Моцарта — жизнерадостные и легкие по восприятию произведения великого мастера.
Исполнитель:
В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
ми-бемоль мажор, KV 67
си-бемоль мажор, KV 68
ре мажор, KV 144
фа мажор, KV 145
ля мажор, KV 226
Adagio и Allegro фа минор, KV 594
Andante фа мажор, KV 616
Adagio до минор, KV 546 (транскрипция для органа Жана Гийю)
Eine kleine Nachtmusik («Маленькая ночная серенада»), KV 525: