Четвертый сезон фестиваля K-fest «Die Orgel» — возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы и особенностями устройства этого инструмента.
Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.
В эпоху барокко была распространена традиция указывать в названии произведений инструмент, на котором можно было исполнить данное сочинение. Среди таких «заглавий» часто встречается фраза «для клавира». В XVII — XVIII слово «клавир» предполагало общее название всех клавишных музыкальных инструментов, включая клавесин, клавикорд, орган и другие. Предполагалось, что исполнитель мог выбрать для игры любой из них. Произведения, написанные «для клавира» отличаются универсальностью фактуры — эта музыка хорошо звучит на любом клавишном инструменте. Однако некоторые пьесы тяготеют к органному письму, а другие — к клавесинному.
Программа сегодняшнего концерта включает в себя не только «клавирные» опусы, но и сочинения, написанные для конкретных инструментов.
Карл Филипп Эмануэль Бах, один из сыновей Иоганна Себастьяна Баха, активно работал над жанрами сольной клавирной сонаты. В Вюнтембергских сонатах Бах отходит от сюитной традиции и пишет трехчастные циклы с быстрыми начальной и заключительной частями и медленной средней частью. Фантазия и фуга до минор по масштабам и глубине замысле не стоит в одном ряду с органными циклами Иоганна Себастьяна Баха. Однако в ней Карл Филипп Эмануэль в какой-то то степени продолжает традиции отца, отдавая дань его великому наследию.
Исполнитель:
В программе:
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
Moderato
Andante
Allegro assai
Из цикла Petites Pieces per il Cembalo Solo:
La Pott до мажор, Wq.117:18
La Gleim ля минор, Wq.117:19
La Boehmer ре мажор, Wq.117:26
La Stahl ре минор, Wq.117:25 (на клавесине)
La Stahl ре минор, Wq.117:25 (на органе)
La Capricieuse ми минор, Wq.117:33
La Gabriel до мажор, Wq.117:35
La Caroline ля минор, Wq.117:39
Соната соль минор для органа, Wq.70/6
Allegro moderato
Adagio
Allegro
Adagio per il organo ре минор, Wq.nv.66
Фантазия и фуга до минор для органа, Wq.119/7
Свободная фантазия фа-диез минор C. P. E. Bachs Empfindungen («Чувства господина Карла Филиппа Эмануэля Баха») для клавира, Wq.67