Из глубины веков

Из глубины веков
Джироламо Фрескобальди и Ян Питерсзон Свелинк, чьи сочинения составляют основу этой программы, — две крупнейшие фигуры в истории клавирной музыки. Значимость их в европейском клавирном дискурсе рубежа XVI–XVII веков сопоставима со значимостью Иоганна Себастьяна Баха полутора веками позже. В это время инструментальная музыка, и в частности музыка для клавишных, решительно выступает на первый план — параллельно с обогащением и совершенствованием возможностей инструмента. Выбор между органом и клавесином был достаточно условным; исключения из этого правила были связаны с имплицитным указанием на его те или иные примечательные свойства. Гармоническая терпкость токкат di durezze e ligature («жёсткостей и связностей»), построенных на непрерывно перетекающих друг в друга диссонантных задержаниях, раскрывающихся в бесконечно длящемся органном звуке, способна поведать современному слушателю многое об особенностях раннего итальянского органа — таких как среднетоновая темперация, разделённая хроматика или короткая октава. Фактура эхо в фантазии Свелинка, с её облигатным чередованием коротких структур, подобным образом указывает нам на то, насколько важной частью северного органного мышления был двухмануальный инструмент.
Органная музыка раннего барокко показана здесь в максимальном разнообразии жанров — как более архаичных, своей линеарностью напоминающих о полифонических традициях Ренессанса, так и собственно барочных, близких к свободной импровизации за инструментом в духе «взволнованного стиля». Отдельное место в ней занимают вариации на песенные темы — испанская La dama le demanda, принадлежащая перу Антонио Кабесона, и знаменитая Mein junges Leben hat ein End, созданная Свелинком. В этих сочинениях мы можем наблюдать тонкость вариационного письма, основанного на диминуциях — разнообразных и весьма многочисленных фигурах, создающих связки между нотами мелодического контура темы. У Кабесона, творившего на заре клавирной музыки, они более нейтральны, у Свелинка, спустя полвека пользующегося этим средством гораздо смелее, — более риторичны и насыщенны.
Исполнитель:
— Ольга Котлярова (орган).
В программе:
— Джон Булл (1563–1628). Прелюдия на тему Laet ons met herten Reijne;
— Джироламо Фрескобальди (1583–1643). Токката di durezze e ligature из сборника Toccate e partite d’intavolatura, Libro 2;
— Ян Питерсон Свелинк (1562–1621). Вариации на тему Mein junges Leben hat ein End, SwWV 324;
— Антонио де Кабесон (1510–1566). Вариации на песню La dama le demanda;
— Джироламо Фрескобальди. Токката in G из сборника Toccate e partite d’intavolatura, Libro 2;
— Джон Булл. Voluntary in a;
— Ян Питерсон Свелинк. Эхо-фантазия in d;
— Джироламо Фрескобальди. Capriccio pastorale из сборника Toccate e partite d’intavolatura, Libro 1;
— Антонио де Кабесон. Fabordon in F;
— Ян Питерсон Свелинк. Fantasia cromatica, SwWV 258;
— Джироламо Фрескобальди. Canzona IV.

Стоимость 700 - 2500
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге