В начале прошлого века была высказана идея, что культуру и искусство можно рассматривать как деятельность организации пространства, а жест — образует пространство, вызывая в нем натяжение и искривляя его, или же знаменует уже реально присутствующие в нем натяжение и кривизну (Павел Флоренский). Тогда же, акцентируя антропоцентристскую ориентацию географии как гуманитарной науки, российский ученый В. П. Семенов-Тян-Шанский формулирует динамическую систему пространственных взаимоотношений, необходимых для представления ландшафта, и впервые (за несколько десятилетий до введения в обиход понятия «soundscape» в европейской науке) выдвигает идею о связи аудиального ландшафта с жестуальностью восприятия и телесным кинесисом («направление», «движение», «перемещение»). В русле того же осознания многомерности и многообразия созидаемого человеком ландшафта и возможностей расширения пространственного масштаба человеческой жестуальности в связи с развитием аудиальных технологий в начале XX века возникает движение «русской звуковой утопии» (А. Аврамов, С. Гастев) и поисков особого инструментария, способного воплотить новые пространственно-акустические идеи (Л. Термен, Г. Гидони, В. Баранов-Россине, А. Чесноков, С. Майзель). В шестидесятые–семидесятые годы XX века исследовательская мысль вплотную подходит к необходимости осмысления экологии звука, которая, в свою очередь, напрямую связана с проблемой соотношения человека и аудиальной среды.
В наше время, определяемое колоссальным технологическим скачком, система ориентации человека в рамках отведенного ему природой жилища и принципов созидания культурного ландшафта претерпевает огромные изменения. Современное состояние культуры, когда виртуальное и реальное все больше теряют свои разграничительные линии, требует активного осмысления. С особой силой встает вопрос о соотношении человеческого интеллекта с интеллектом искусственным, заставляя вновь обратиться и переосмыслить звуковые утопии начала и середины ХХ века. Возникает потребность осознания всеобщности личностного начала культуры, жестуальной сущности аудиального ландшафта и значимости рукописного и аудиального жеста в традиции и культуре.
Задача конференции — консолидация усилий специалистов различных искусствоведческих специальностей на рассмотрении жестуальной сущности искусства в связи с художественным переосмыслением аудиальной среды и формированием аудиального ландшафта; осознании важности традиции и всеобщности личностного начала культуры; жестуальности созидаемого человеком аудиального ландшафта; взаимосвязи искусства рукописания и жеста в различных традициях; исследовании процессов глобальной трансформации художественных практик, приведших к новой аудиовизуальной и психосоматической бытийности искусства в наши дни.
К обсуждению предлагаются следующие вопросы:
Программа на сайте РИИИ.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.