В программу концерта солистки Калининградской филармонии Анны Юсуповой включены сочинения немецких и французских композиторов XVIII-XX веков. Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И. С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. Концерт откроет Прелюдия ре минор Букстехуде. Шесть Трио-сонат были написаны И. С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 4 ми минор в трёх частях. Также будет исполнена Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере. Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах». Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник Apparatus musico-organisticus, в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации Nova cyclopeias harmonica. Токката I из этого цикла будет исполнена на концерте. Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Л. Вьерн. Он 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей — С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта две части из Симфонии № 3 фа-диез минор. Ж. Лангле — органист и самобытный мастер с всегда узнаваемым композиторским стилем. Он формировался под влиянием неоклассицизма, творчества композиторов «Шестёрки», неофольклорных тенденций, традиций школы Schola cantorum (церковной музыки, неомодальности средневековых форм и жанров). К важнейшим влияниям стоит отнести творчество О. Мессиана, с которым Лангле был тесно связан ещё со студенческой скамьи. Их объединяло отношение к органному творчеству, как к высокой религиозной миссии. Оба трактовали органную композицию как музыкальный «комментарий» к Святому Писанию. Концерт завершит «Поэма счастья» Лангле. Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Анна Юсупова (орган, Калининград) Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре минор, BuxWV 140 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната ми минор, BWV 528: Adagio. Vivace — Andante — Un poco Allegro Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 6 ре минор, ор.65: Choral — Andante sostenuto — Allegro molto Fuga. Sostenuto e legato Finale. Andante Георг Муффат (1653–1704) Токката I из сборника Apparatus musico-organisticus Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543 Луи Вьерн (1870–1937) Adagio и Финал из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, ор.28 Жан Лангле (1907–1991) Méditation и Acclamations из сюиты Médiévale