Яркие образы Германии и Франции

Яркие образы Германии и Франции
2 ноября 2024
СУББОТА
19:30
В программу концерта солистки Калининградской филармонии Анны Юсуповой включены сочинения немецких и французских композиторов XVIII-XX веков.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И. С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе.
В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. Концерт откроет Прелюдия ре минор Букстехуде.
Шесть Трио-сонат были написаны И. С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 4 ми минор в трёх частях. Также будет исполнена Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере.
Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах».
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник Apparatus musico-organisticus, в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации Nova cyclopeias harmonica. Токката I из этого цикла будет исполнена на концерте.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Л. Вьерн. Он 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы.
Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей — С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта две части из Симфонии № 3 фа-диез минор.
Ж. Лангле — органист и самобытный мастер с всегда узнаваемым композиторским стилем. Он формировался под влиянием неоклассицизма, творчества композиторов «Шестёрки», неофольклорных тенденций, традиций школы Schola cantorum (церковной музыки, неомодальности средневековых форм и жанров).
К важнейшим влияниям стоит отнести творчество О. Мессиана, с которым Лангле был тесно связан ещё со студенческой скамьи. Их объединяло отношение к органному творчеству, как к высокой религиозной миссии. Оба трактовали органную композицию как музыкальный «комментарий» к Святому Писанию. Концерт завершит «Поэма счастья» Лангле.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Анна Юсупова (орган, Калининград)
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия ре минор, BuxWV 140
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Трио-соната ми минор, BWV 528:
Adagio. Vivace — Andante — Un poco Allegro
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 6 ре минор, ор.65:
Choral — Andante sostenuto — Allegro molto
Fuga. Sostenuto e legato
Finale. Andante
Георг Муффат (1653–1704)
Токката I из сборника Apparatus musico-organisticus
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Луи Вьерн (1870–1937)
Adagio и Финал из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, ор.28
Жан Лангле (1907–1991)
Méditation и Acclamations из сюиты Médiévale

Стоимость 800
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Окт
23
Окт
25
Окт
26
Окт
31
Окт
28
25 октября, 26 октября ...
23 октября, 24 октября ...
Ноя
02
Ноя
05
27 октября, 03 ноября
Ноя
02
02 ноября, 02 декабря ...
Окт
26
26 октября