Антология русского романса в исполнении Лизы Озёрной и Егора Колесова. Русский романс XIX века... Это музыкально-поэтический мир, в котором отражены мимолетные состояния души, радость и любовь, мучительные терзания, размышления, бытовые сцены, созерцание природы и углубление в тайны внутреннего мира человека. Это выражение полноты жизни во всех её проявлениях, и в горе, и в радости, которые существуют в таком же нераздельном единстве, как слово и музыка в этих миниатюрах. Невозможно почувствовать переживания людей той эпохи, но мы невольно осмысливаем эти мгновения заново через опыт нашей собственной жизни. В таких миниатюрах, сотканных дыханием человеческой речи, сохранены подлинные чувства людей того времени. Что чувствовал влюбленный человек в XIX веке? Как было позволительно это выразить? Как он справлялся с депрессией, с отчужденностью, покинутостью? «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» Все минуты душевных терзаний разрешаются в музыке, под властью гармонии обретая завершенность и полноту. Поэт Арсений Тарковский писал: «Поэзия обладает элементами всех искусств». Действительно, она способна через избранные автором образы соединить в себе все сферы жизни. Поэзия и является отправной точкой для романса. «Я вижу образ твой» — знаковый романс Александра Алябьева, в котором любовь приобретает характер божественный, где неопределенно, к кому обращен текст — к объекту любви, к его образу в душе, или вообще к космосу, к Богу? ... ко всему, ко всем его формам. И выбор немецкой поэзии не случаен — философия Гёте отражает именно такое мировоззрение, где жизнь — это борьба за стремление к образу и сотворение его подобия, отражения. Образ и рождает сочинение, внутренний мир для автора на первом месте. Вы услышите мгновения жизненного пути человеческой души, выраженные в русских романсах: от самых первых — Алябьева, Варламова, Гурилева, до Чайковского и Рахманинова. Также прозвучит фортепианная музыка Глинки, Бородина, Балакирева, Рахманинова. Программа: Александр Гурилев (1803–1858) — «И скучно, и грустно» (слова М. Лермонтова) Александр Варламов (1801–1848) — «Ты не пой, душа-девица» (слова В. Домонтовича) Александр Алябьев (1787–1851) — «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома, из Гёте) Александр Бородин (1833–1887) — «В монастыре» и «Серенада» из маленькой сюиты для фортепиано Михаил Глинка (1804–1857) — Ноктюрн «Разлука» Свадебная песня «Дивный терем стоит» (слова Е. Ростопчиной) Николай Доргомыжский (1813–1869) — «Я все ещё его люблю!» (слова Ю. Жадовская) «Не скажу никому» (слова А. Кольцова) Песня Ольги из оперы «Русалка» Милий Балакирев (1836–1910) — Токката Николай Римский-Корсаков (1844–1908) — «На холмах Грузии» (слова А. Пушкина) «Не пенится море, не плещет волна» (слова А. Толстого) «О чем в тиши ночей» (слова А. Майкова) Петр Чайковский (1840–1893) «Кукушка» (слова А. Плещеева) Сергей Танеев (1856–1915) — «Люди спят» (слова А. Фета) Сергей Рахманинов (1873–1943) — «Проходит всё» (слова Д. Ратгауза) Два этюда-картины из op. 39 «Сирень» (слова Е. Бекетовой) «Маргаритки» (слова И. Северянина) «Здесь хорошо» (слова Г. Галиной) Исполнители: Лиза Озёрная и Егор Колесов — уникальный дуэт музыкантов, имеющих различный творческий путь, но единое понимание смыслов, которые стоят за формой песни, романса. Интерес к поэзии, желание постичь глубинный смысл сочинений делают их исполнение философским и одухотворенным. У Егора Колесова большой опыт игры органе, поэтому его исполнение богато ритмическими средствами выражения и управления музыкальным временем. На фортепиано эта свобода обретает новые краски. Лиза Озёрная имеет опыт пения в разных жанрах, дирижирования церковным хором и глубокий интерес к песенному жанру, его композиции и структуре. Ее голосу присуща легкость и чистота, восходящая к образам духовной музыки. Продолжительность концерта — 1 час 10 минут.