Приглашаем в атмосферный зал Музея-квартиры Л. Н. Бенуа, полюбившийся всем ценителям высокого искусства, где пройдёт вечер изысканной вокальной и фортепианной музыки. Наш вечер начнётся с небольшой экскурсии-знакомства с Музеем-квартирой Леонтия Николаевича Бенуа, одного из известнейших архитекторов рубежа XIX–XX веков. Слушателям предстоит узнать о судьбах представителей семьи Бенуа, увидеть фамильные портреты и другие редкости. Затем вас ждёт антология русского романса в исполнении Лизы Озёрной и Егора Колесова. Русский романс XIX века... Это музыкально-поэтический мир, в котором отражены мимолетные состояния души, радость и любовь, мучительные терзания, размышления, бытовые сцены, созерцание природы и углубление в тайны внутреннего мира человека. Это выражение полноты жизни во всех её проявлениях, и в горе, и в радости, которые существуют в таком же нераздельном единстве, как слово и музыка в этих миниатюрах. Невозможно почувствовать переживания людей той эпохи, но мы невольно осмысливаем эти мгновения заново через опыт нашей собственной жизни. В таких миниатюрах, сотканных дыханием человеческой речи сохранены подлинные чувства людей того времени. Что чувствовал влюблённый человек в XIX веке? Как было позволительно это выразить? Как он справлялся с депрессией, с отчуждённостью, покинутостью? «И скучно, и грустно, и некому руку подать...». Все минуты душевных терзаний разрешаются в музыке, под властью гармонии обретая завершенность и полноту. Поэт Арсений Тарковский писал: «Поэзия обладает элементами всех искусств». Действительно, она способна через избранные автором образы соединить в себе все сферы жизни. Поэзия и является отправной точкой для романса. «Я вижу образ твой» — знаковый романс Александра Алябьева, в котором любовь приобретает характер божественный, где неопределённо, к кому обращён текст — к объекту любви, к его образу в душе, или вообще к космосу, к Богу?... ко всему, ко всем его формам. И выбор немецкой поэзии не случаен — философия Гёте отражает именно такое мировоззрение, где жизнь — это борьба за стремление к образу и сотворение его подобия, отражения. Образ и рождает сочинение, внутренний мир для автора на первом месте. Вы услышите мгновения жизненного пути человеческой души, выраженные в русских романсах: от самых первых — Алябьева, Варламова, Гурилева, до Чайковского и Рахманинова. Также прозвучит и фортепианная музыка Глинки, Бородина, Балакирева, Рахманинова. Исполнители: Лиза Озёрная и Егор Колесов — уникальный дуэт музыкантов, имеющих различный творческий путь, но единое понимание смыслов, которые стоят за формой песни, романса. Интерес к поэзии, желание постичь глубинный смысл сочинений делают их исполнение философским и одухотворённым. У Егора Колесова большой опыт игры органе, поэтому его исполнение богато ритмическими средствами выражения и управления музыкальным временем. На фортепиано эта свобода обретает новые краски. Лиза Озёрная имеет опыт пения в разных жанрах, дирижирования церковным хором и глубокий интерес к песенному жанру, его композиции и структуре. Её голосу присуща легкость и чистота, восходящая к образам духовной музыки. В программе: Александр Гурилев (1803–1858) — «И скучно, и грустно» (слова М. Лермонтова); Александр Варламов (1801–1848) — «Ты не пой, душа-девица» (слова В. Домонтовича); Александр Алябьев (1787–1851) — «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома, из Гёте); Александр Бородин (1833–1887) — «В монастыре» и «Серенада» из маленькой сюиты для фортепиано; Михаил Глинка (1804–1857) — Ноктюрн «Разлука»; Михаил Глинка — Свадебная песня «Дивный терем стоит» (слова Е. Ростопчиной); Николай Даргомыжский (1813–1869) — «Я все ещё его люблю!» (слова Ю. Жадовская), «Не скажу никому» (слова А. Кольцова), Песня Ольги из оперы «Русалка»; Милий Балакирев (1836–1910) — Токката; Николай Римский-Корсаков (1844–1908) — «На холмах Грузии» (слова А. Пушкина); Николай Римский-Корсаков — «Не пенится море, не плещет волна» (слова А. Толстого); Николай Римский-Корсаков — «О чём в тиши ночей» (слова А. Майкова); Пётр Чайковский (1840–1893) — «Кукушка» (слова А. Плещеева); Сергей Танеев (1856–1915) — «Люди спят» (слова А. Фета); Сергей Рахманинов (1873–1943) — «Проходит всё» (слова Д. Ратгауза), Два этюда-картины из op. 39, «Сирень» (слова Е. Бекетовой), «Маргаритки» (слова И. Северянина), «Здесь хорошо» (слова Г. Галиной). Продолжительность концерта с экскурсией: 2 часа 30 минут.