Исступлённый, испепеляющий гнев, праведная ярость, которая превращается в сокрушительную силу, и апокалиптический мотив в целом — таков круг образов знаменитой Сонаты на 94-й псалом. Написанная в «безграничной» форме симфонической поэмы, она считается длиннейшей из всех когда-либо созданных органных сонат и обладает экстремальной технической трудностью, однако ещё более неординарной видится содержательная сторона. Идея борьбы добра и зла показана здесь с беспощадным реализмом. Это и есть та самая тьма, без которой немыслим свет, — тьма, в контрасте с которой он обретает лучезарность и яркость. Помещённая в центр программы, соната-бездна оказывается со всех сторон окружена светом, и этот хрупкий баланс, по сути, превращается в основной «нерв» концерта.
Четвёртая соната Мендельсона — одна из самых жизнеутверждающих и торжественных органных страниц композитора. В поисках оптимальных форм для воплощения новой идеи — сольной органной сонаты — Мендельсон использует разные варианты построения цикла. Соната си-бемоль мажор — наиболее объёмная по количеству частей и наиболее сбалансированная по их соотношению: в ней легко увидеть естественное продолжение классицистского наследия с четырёхчастным сонатно-симфоническим циклом. Столь же «светоносна» — и столь же безупречна с точки зрения формообразования — прелюдия и фуга BWV 552: в основе как прелюдии, так и фуги лежит совокупность трёх взаимодополняющих, контрастных друг другу тем. Устойчивая конструкция треугольника позволяет Баху возвести на её фундаменте поистине впечатляющую архитектурную форму, способную без труда уместить в себя весь колоссальный аффект этого сочинения.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Юлиус Ройбке (1834–1858)
Ференц Лист (1811–1886)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Продолжительность концерта: 1 час без антракта