Д. Букстехуде, И. С. Бах, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер
Лауреат международных конкурсов
Светлана Фурник
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Светланы Фурник «Guten abend!Великолепная Германия», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 11 июня в 19:30.
В программе петербургской органистки Светланы Фурник — музыка Германии XVII-XX веков. Прозвучат произведения великих композиторов: Д. Букстехуде, И.С. Баха, Ф. Мендельсона, И. Брамса и М. Регера. Без их творчества невозможно представить органную литературу. На концерте будут исполнены яркие сочинения в разных жанрах: прелюдия, фуга и чакона, фантазия, соната, хоральные обработки и пассакалия. Необычной частью программы станет Poco allegretto из Симфонии № 3 И. Брамса в обработке Светланы Фурник для органа соло.
Светлана Фурник — талантливая органистка, выступающая в концертных залах Санкт-Петербурга и России, а также преподаватель органа Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова СПб.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Концерт откроет Прелюдия, фуга и чакона до мажор Д. Букстехуде. Композитор был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северо-немецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южно европейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.
В программе концерта — два произведения И.С. Баха. Прозвучит знаменитый хорал «Иисус — моя радость» из Кантаты № 147 в переложении для органа французского композитора и органиста М. Дюпре. Последняя расширенная версия Кантаты была создана Бахом в 1723 году в Лейпциге, когда он первый год служил на посту кантора Томаскирхе. Фантазия до минор - первая часть цикла, фуга из которого не была дописана Бахом. Величественная пятиголосная пьеса создавалась, вероятно, между 1712-1716 годами в Веймаре.
Над Сонатами для органа знаменитый романтик Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе — хорал «Отче наш на небесах».
«11 хоральных прелюдий», ор.122И. Брамса — сочинение зрелого мастера. Исследователи полагают, что часть Прелюдий были написаны в 1856-1857 годах, но свой окончательный облик приобрели к 1896 году. Хорал для Брамса, как и для многих композиторов-романтиков, являлся художественным символом духовности, выражением наиболее личного и откровенного. Самая известная Прелюдия № 10 «Стремлюсь я душою к блаженному концу» является своеобразной драматической кульминацией цикла. В ней равномерное движение восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени. После краткого светлого мажорного эпизода мягко, но настойчиво продолжается неумолимая пульсация, которая постепенно замедляется и останавливается. Необычной частью программы станет Poco allegretto из Симфонии№ 3 Брамса в обработке Светланы Фурник для органа соло.
Один из наиболее самобытных немецких композиторов рубежа XIX-XX веков М. Регер писал произведения для определённого типа инструмента — симфонического романтического органа. В программе концерта его наиболее известное сочинение — Интродукция и пассакалияре минор. Оно любимо слушателями за ясность формы, выразительность мелодических линий и воодушевлённый, страстный характер изложения.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хорал из кантаты «Jesus bleibet meine Freude» («Иисус — моярадость»), BWV 147
(переложение для органа Марселя Дюпре)
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия до минор, BWV 562
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 6 ре минор, ор. 65:
Choral -Andante sostenuto — Allegro molto
Fuga.Sostenuto e legato
Finale.Andante
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Хоральные обработки, ор.122:
№ 8 «Es ist ein’Ros’ entsprungen» («Вот роза проросла изнежного корня Иессея»)
№ 9 «Herzlich tut mich verlangen»(«Стремлюсь я душою к блаженному концу»)
№ 10 «Herzlich tut mich verlangen»
Poco allegretto(3-я часть из Симфонии № 3), op.90
(переложение для органа Светланы Фурник)
Макс Регер (1873-1916)
Интродукция и пассакалия ре минор