Орган — это не просто инструмент, а своеобразное зеркало времён, чьи «голоса» переносят нас через века. Сегодняшний концерт — захватывающее путешествие от эпохи барокко к романтизму, от строгих мелодий духовных гимнов к современным гармониям. Иоганн Себастьян Бах возводит музыкальное искусство эпохи барокко в вершину совершенства. Его Фантазия и фуга соль минор — монументальное полотно, где экспрессивная фантазия, полная драматических контрастов, перетекает в сложную фугу, воплощающую идеалы эпохи с ее строгой архитектурой и духовной глубиной. После величественной и серьезной фуги слушателей ждет совершенно иная сторона гениальности Баха: Трио-хорал Allein Gott in der Höh sei Ehr пронизан радостью и благодарностью Богу. Это произведение — яркий пример сложного полифонического письма Баха: идеально выверенная трехголосная фактура на слух воспринимается как нечто естественное и простое. Эпоху романтизма в программе открывает творчество Иоганнеса Брамса. Мелодии его хоральных обработок, уходящие корнями в немецкую духовную традицию, обретают в миниатюрах новую эмоциональную силу, отражая внутренний мир композитора в последние годы жизни. «Рождество Господне» Оливье Мессиана переносит нас в XX век. В этом цикле необычные для слуха гармонии и яркие тембровые сочетания направлены на создание внеземных образов Рождества. В пьесе «Дети Божьи» Мессиан «рисует» образы играющих детей, а в Ангелах — легкость полета этих загадочных созданий. Каждая из 12 характерных пьес Йозефа Габриэля фон Райнбергера раскрывает определенный спект эмоций и образов: миниатюра Vision посвящена лирическим видениям, In memoriam — мрачным и утяжеляющим душу размышлениям. В завершении программы прозвучит ля мажорная соната Мендельсона: ее музыка полна энергии и света, однако не лишена драматизма и мрачных образов. В основе первой части сонаты лежит хорал Aus tiefer Not schrei ich zu dir («Из глубины бед взываю я к тебе»), а вторая часть — песня без слов — воспринимается как благословение после молитвы. Каждое произведение, подобно крылу, поднимает нас над временем и позволяет ощутить вечность и нематериальность музыки. Исполнитель: Диана Валейн (орган, Германия) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор, BWV 542 Трио-хорал Allein Gott in der Höh sei Ehr, BWV 664 Иоганнес Брамс (1833–1897) Две хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122: № 6 O wie selig seid ihr doch, ihr Frommen № 8 Es ist ein Ros’ entsprungen Оливье Мессиан (1908–1992) Две медитации из цикла La Nativité du Seigneur («Рождество Господне»): № 4 Les Enfants de Dieu № 5 Les Anges Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Из цикла «12 харáктерных пьес», op. 156: № 5 Vision № 7 In memoriam Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор, op. 65/3 Con moto maestoso Andante tranquillo