В программе концерта нижегородского органистка Вячеслава Золотовского — сочинения немецких и французских композиторов разных эпох. Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И. С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. Концерт откроет Прелюдия ми минор. Творчество И. С. Баха стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Токкаты Баха отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных и 5 органных токкат. Под воздействием Прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл — Токката и фуга. Прозвучит грандиозная Токката и фуга фа мажор Баха. А. Г. Риттер — автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой развёрнутые монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Прозвучит Соната № 2 ми минор. Ф. Мендельсон начал работать над Прелюдиями и фугами в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году он предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере во время свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге — органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе — Прелюдия и фуга соль мажор. А. Гильман — французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии. Прозвучит Соната № 5 до минор в трёх частях. Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение произведений для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны Вьерном в 1926-1927 годах. В заключение концерта будет исполнен «Гимн солнцу» из этого цикла. Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Вячеслав Золотовский (орган, Нижний Новгород) Программа: Дитрих Букстехуде (1637-1707) — Прелюдия ми минор, BuxWV 143 Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Токката и фуга фа мажор, BWV 540 Август Готфрид Риттер (1811-1885) — Соната № 2 ми минор, op.19 Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — Прелюдия и фуга соль мажор, ор.37, № 2 Александр Гильман (1837-1911) — Соната № 5 до минор, op.80: — Allegro appassionato — Adagio — Scherzo Луи Вьерн (1870-1937) — «Гимн солнцу» из «24 фантастических пьес», op.53 (1926)