Опера Энгельберта Хумпердинка. Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке). Очаровательная музыкальная сказка Энгельберта Хумпердинка (1854-1921) хорошо известна в Европе — это одно из самых репертуарных сочинений в рождественские праздники. Идея сделать из детского ужастика братьев Гримм домашний спектакль принадлежала сестре композитора Адельхайд Ветте, которая и написала либретто. Разросшуюся до размеров взрослой романтической оперы пряничную сказку Хумпердинка горячо приняли не только в Германии (премьерой 1893 года в Веймаре дирижировал Рихард Штраус), но и в России. На русской сцене «Гензель и Гретель» впервые была поставлена в Петербурге на сцене Панаевского театра (1896), чуть позже в Москве — на сцене Большого театра (под названием «Пряничный домик»), а затем в Мамонтовской опере. В Мариинском театре «Гензеля и Гретель» впервые показали 24 октября 1897 года. Оперу тогда исполняли на русском языке, но под оригинальным названием, перевод был сделан Екатериной Клетновой. Действие первое («Дома»): В скромной хижине вязальщика веников сидят дети Ваня и Маша. Они заняты работой, но их мучает голод, неделями они ничего не едят, кроме сухого хлеба. Маша открывает брату секрет: она видела горшочек с молоком, подаренный соседкой, — сегодня вечером их ждёт каша. В радостном предвкушении ужина дети начинают веселиться, петь и плясать, за этим занятием их застаёт усталая мать. Рассерженная проказами детей, она хватается за прут, чтобы наказать их, но случайно разбивает кринку с молоком. Раздосадованная, она отправляет Ваню и Машу в лес собирать ягоды. Домой возвращается захмелевший вязальщик веников. Сегодня его дела шли неплохо, и он смог принести корзинку продуктов. Когда он узнаёт, что случилось, его настроение меняется. Отец вспоминает о поверье, по которому заблудившиеся в лесу дети иногда попадают к ведьме, живущей у Чёрного камня. Она заманивает детей к себе, чтобы испечь из них пряник и съесть. Обеспокоенные родители отправляются в лес. Действие второе («В лесу»): Тем временем дети смогли набрать полную корзинку ягод. Маша сплела венок и пытается украсить им брата, но тот упирается, говоря, что мужчинам цветы не к лицу. Незаметно для себя дети съели всю собранную землянику. В лесу стемнело, и лесная чаща, выглядевшая недавно такой дружественной, становится страшной. Дети потеряли дорогу, в ужасе они прижимаются друг к другу. Появляется фея сна — Дрёма, она успокаивает заблудившихся детей, обещая им сладкий сон. Ваня и Маша читают вечернюю молитву и засыпают. Чтобы охранять их сон, к ним слетают четырнадцать ангелов. Действие третье («Домик колдуньи»): Добрая фея Росы будит всё живое в лесу. Проснувшись, Ваня и Маша рассказывают друг другу, что видели во сне — оказывается, им приснилось одно и то же: Ангелы, оберегавшие их сон. Вдруг дети замечают удивительный домик, сделанный из пряников и мармелада. Отломив от него кусочек, они слышат голос его хозяйки — старой Ведьмы. Лестью и лживой лаской она пытается заманить их в гости, но, не добившись успеха, произносит страшное заклинание. Теперь Ваня и Маша — пленники колдуньи. Они понимают, что старуха откармливает их для того, чтобы потом съесть. Когда Ведьма просит Машу залезть в печку и поворошить угли, девочка предлагает показать ей, как это делается. Но только колдунья просовывает голову в топку, дети ловко заталкивают её внутрь. Вокруг Вани и Маши появляются дети, превращённые когда-то Ведьмой в пряники. Волшебство продолжает действовать — их глаза закрыты. Брат с сестрой прикасаются к каждому, освобождая пленников от заклинания. Именно в этот момент мать и отец находят Ваню и Машу. Ведьму в виде огромного запечённого пряника достают из печи. Отец объясняет, что зло всегда будет наказано. В общем хоре все славят Бога, который никогда не оставляет людей в беде и заботится о них в трудные времена. Спектакль идёт с одним антрактом.