Гении барокко и шедевры мирового органа

Гении барокко и шедевры мирового органа
25 июля 2025
ПЯТНИЦА
19:30

Цикл концертов «Органные истории Старого города»

Органный концерт при свечах «Гении барокко и шедевры мирового органа».

Гении барокко и шедевры мирового органа. В программе концерта Николая Бронзова — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества и сочинения золотого репертуара для Короля инструментов. Беспрецедентная эпоха, барокко, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В наши дни музыка барокко необычайно современна, а интерес к ней как музыкантов, так и публики, лишь возрастает. Родина барокко — Италия, иконой стиля которой стал солнечный венецианец Антонио Вивальди. Германия — вторая страна, где этот стиль был доведен до совершенства, а вершину Олимпа увенчало творчество Баха.

А вот начнется этот вечер с органной версии клавирного концерта «Орфея реки Невы». Именно так был назван Дмитрий Бортнянский, который пользовался при жизни огромной популярностью. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта а капелла в России, он написал более ста сочинений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, композитор создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.

Европейскую линию концерта откроет Томас Таллис — величайший композитор Англии эпохи Ренессанса, служивший при дворах многих монархов и занимающий главное место в антологиях английской хоровой музыки. Еще один британский гость вечера, представленный знаменитым Граундом, — Генри Перселл, чей талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам. Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. В его многочисленном наследии — песни, хоры в народном стиле, антемы и великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.

Германия представлена сочинениями Преториуса, Пахельбеля, Баха и Генделя, славу которого по сей день не могут поделить между собой Германия, Англия и Италия.

Михаэль Преториус — крупнейшая фигура в истории немецкой музыки переходного периода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Композитор, органист, автор крупнейшего музыкального трактата «Устройство музыки» — он стал первым в Германии профессиональным историком музыки.

Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Баха на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.

Бах и Гендель родились в одну эпоху и даже — в один год, но их сочинения столь же непохожи, сколь и судьбы. Если Бах никогда не покидал пределов Германии, то рожденный в ней великий Георг Фридрих Гендель оказался ещё и превосходным менеджером и истинного успеха достиг в туманном Альбионе и Италии. Любимец муз и публики, создатель многочисленных опер, оркестровых концертов, клавирных сочинений и ораторий был необычайно популярен при жизни. Концерты для органа с оркестром, Анданте одного из которых представлено в концерте, были созданы Генделем для исполнения между номерами его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступал в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор оставил нам более 800 опусов в различных жанрах и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.

Алессандро Марчелло — философ, математик, также бывший композитором-любителем, как и его младший брат Бенедетто, написал гораздо меньшее количество музыки. Самое его популярное сочинение — Концерт гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира блестяще осуществил Иоганн Себастьян Бах.

Французский гость вечера — мастер рококо, блестящий импровизатор и виртуоз, органист королевской капеллы Собора Парижской Богоматери Луи Клод Дакен. Он известен нам в основном своей легендарной пьесой «Кукушка», входящей в топ сочинений для клавира. Композитором создано множество вокальных, клавирных и инструментальных сочинений.

Яркие акценты вечера — «Эльфы» — поразительное сочинение нашего современника, выдающегося немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, и топовая Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана, одного из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.

Вечер завершит самое популярное органное сочинение планеты — легендарная Токката и фуга ре минор Баха.

Гении барокко и шедевры мирового органа — невероятный звуковой мир короля инструментов ждет вас!

Программа:

  • Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт для клавира ре мажор
  • Томас Таллис (1505–1585) Псалом Why fum'th in sight
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чаккона ре минор PWC 41
  • Луи Клод Дакен (1694–1772) Рондо ми минор «Кукушка»
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
  • Аллегро из Концерта для органа с оркестром фа мажор op. 4 № 4 HWV 292
  • Алессандро Игнацио Марчелло (1673–1747) Адажио из концерта для гобоя и струнного оркестра ре минор S.Z799: II. Adagio
  • Генри Перселл (1659–1695) Граунд до минор ZD 221
  • Михаэль Преториус (1571–1621) Vita Sanctorum
  • Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита оp. 25: IV. Токката
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Времена года: Ларго из Концерта фа минор «Зима» RV 297
  • Иоганн Cебастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

  • Николай Бронзов, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.


Стоимость 900
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Храм Святого Станислава

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Июн
12-13
Образование Образование