Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт при свечах «Гении барокко и шедевры мирового органа».
Гении барокко и шедевры мирового органа. В программе концерта Николая Бронзова — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества и сочинения золотого репертуара для Короля инструментов. Беспрецедентная эпоха, барокко, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В наши дни музыка барокко необычайно современна, а интерес к ней как музыкантов, так и публики, лишь возрастает. Родина барокко — Италия, иконой стиля которой стал солнечный венецианец Антонио Вивальди. Германия — вторая страна, где этот стиль был доведен до совершенства, а вершину Олимпа увенчало творчество Баха.
А вот начнется этот вечер с органной версии клавирного концерта «Орфея реки Невы». Именно так был назван Дмитрий Бортнянский, который пользовался при жизни огромной популярностью. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта а капелла в России, он написал более ста сочинений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, композитор создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.
Европейскую линию концерта откроет Томас Таллис — величайший композитор Англии эпохи Ренессанса, служивший при дворах многих монархов и занимающий главное место в антологиях английской хоровой музыки. Еще один британский гость вечера, представленный знаменитым Граундом, — Генри Перселл, чей талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам. Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. В его многочисленном наследии — песни, хоры в народном стиле, антемы и великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.
Германия представлена сочинениями Преториуса, Пахельбеля, Баха и Генделя, славу которого по сей день не могут поделить между собой Германия, Англия и Италия.
Михаэль Преториус — крупнейшая фигура в истории немецкой музыки переходного периода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Композитор, органист, автор крупнейшего музыкального трактата «Устройство музыки» — он стал первым в Германии профессиональным историком музыки.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Баха на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.
Бах и Гендель родились в одну эпоху и даже — в один год, но их сочинения столь же непохожи, сколь и судьбы. Если Бах никогда не покидал пределов Германии, то рожденный в ней великий Георг Фридрих Гендель оказался ещё и превосходным менеджером и истинного успеха достиг в туманном Альбионе и Италии. Любимец муз и публики, создатель многочисленных опер, оркестровых концертов, клавирных сочинений и ораторий был необычайно популярен при жизни. Концерты для органа с оркестром, Анданте одного из которых представлено в концерте, были созданы Генделем для исполнения между номерами его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступал в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор оставил нам более 800 опусов в различных жанрах и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Алессандро Марчелло — философ, математик, также бывший композитором-любителем, как и его младший брат Бенедетто, написал гораздо меньшее количество музыки. Самое его популярное сочинение — Концерт гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира блестяще осуществил Иоганн Себастьян Бах.
Французский гость вечера — мастер рококо, блестящий импровизатор и виртуоз, органист королевской капеллы Собора Парижской Богоматери Луи Клод Дакен. Он известен нам в основном своей легендарной пьесой «Кукушка», входящей в топ сочинений для клавира. Композитором создано множество вокальных, клавирных и инструментальных сочинений.
Яркие акценты вечера — «Эльфы» — поразительное сочинение нашего современника, выдающегося немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, и топовая Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана, одного из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.
Вечер завершит самое популярное органное сочинение планеты — легендарная Токката и фуга ре минор Баха.
Гении барокко и шедевры мирового органа — невероятный звуковой мир короля инструментов ждет вас!
Программа:
Исполнитель:
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.