«Затонувшая Атлантида» французского органного барокко (по счастью, «затонувшая» лишь в море органной музыки других стилей и направлений, более часто исполняемой в современной концертной практике), представляла собой поистине огромный «континент» барочного наследия, обладающий ни на что не похожим индивидуальным музыкальным языком. Именно здесь мы встречаем простые темы, обезоруживающие своей прямотой, и столь же простые, но красочные и терпкие гармонии; многослойную орнаментику, рождающаяся из внутренней логики мелодических линий, и эмблематичные регистровки, за счëт своей «стандартизированности» способные сказать очень многое с первых же нот. Эстетика французской романтической органной музыки узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейтовых регистров, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Все эти черты легко различимы в музыке Сезара Франка — одного из наиболее значительных композиторов этого направления (как с точки зрения исторической роли «отца-основателя», так и по содержанию, сохранявшему исключительную глубину даже в эпоху всеобщей моды на известную «декоративность» органной музыки). «Карильон» Луи Вьерна — одно из тех произведений, которые, наравне со многими другими из его «Пьес в свободном стиле», справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ — праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, умеющего виртуозно обращаться с палитрой красок французского романтического органа. Исполнительница: Ольга Котлярова (орган) В программе: Луи Маршан (1669–1732). Большой диалог in C (III органная книга) Пьер Дюмаж (1674–1751). Suite du Premier Ton / Сюита первого тона: Plein jeu, Fugue, Trio, Tierce en taille, Basse de Trompette, Récit, Duo, Grand jeu Сезар Франк (1822–1890). Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор. 18, FWV 30. Хорал № 3 ля минор, FWV 40 Оливье Мессиан (1908–1992). Desseins éternels («Предвечные замыслы Божии») из цикла La Nativité du Seigneur / «Рождество Господне» Луи Вьерн (1870–1937). Carillon («Карильон») из цикла 24 Pièces en style libre / «24 пьесы в свободном стиле», ор. 31