Прозрачные фактуры камерных сонат Марена Маре и Жана-Мари Леклера с первых секунд отличаются от аналогичных итальянских жанров этого времени своим особым колоритом, напоминающим чуткому слушателю о французской пейзажной живописи XVII века. Слушая их, легко вспомнить картины Клода Лоррена — «первого из живописцев, кто сделал главной темой своих картин солнечное освещение, утреннее и вечернее... кто серьёзно заинтересовался живописным изображением воздуха, насыщенного светом и цветом». За ощущение мягкой дымки, мерцающего сумеречного освещения отвечает виола да гамба — инструмент, обладающий исключительно мягким и объёмным тембром. Иллюзия «зримого воздуха», объединяющего разные планы пространства в единый горизонт, в свою очередь, достигается за счёт группы континуо, богатой разнообразием тембров и создающей определённую «трёхмерность» звучания. «Французские безумства, или Маски домино» — одно из знаковых произведений для Франсуа Куперена и французской клавесинной музыки в целом. Программность и аллегоричность, свойственная Франции с её пристрастием к иносказательности, накладываются здесь на неожиданный «бэкграунд» фолии — вариаций на неизменный бас, восходящих к испанской и итальянской ренессансной культуре. К 1720-м фолия становится полноправной частью французского музыкального и театрального дискурса, обретая выразительную мелодию, открывающую простор для варьирования соответствующего типа — того, что спустя некоторое время получит развитие как фактурно-орнаментальное. В этой пьесе Куперен, умело распоряжаясь театральной символикой с её устойчивыми характерными образами и семантикой цвета, излагает трагическую историю светлого чувства, оборачивающегося катастрофой. Исполнители: Полина Исхакова (скрипка) Александра Меньшова (скрипка) Филипп Гулидов (виола да гамба) Алексей Канайкин (лютня) Анна Савенкова (клавесин) В программе: Марен Маре (1656–1728). Сюита № 7 соль мажор из третьей тетради пьес для виол. Prélude et caprice. Allemande. Courante. Sarabande. Gigue à l’angloise. La Guitare Франсуа Куперен (1668–1733). «Французские безумства, или Маски домино» из третьей тетради пьес для клавесина Жан-Мари Леклер (1697–1764). Трио-соната ре минор, op. 4 № 1. Adagio. Allegro ma non troppo. Largo. Allegro. Трио-соната ре мажор, op. 2 № 8. Adagio. Allegro. Sarabanda. Largo. Allegro assai Марен Маре. Соната à la Marésienne для скрипки, виолы и клавесина.