Лауреат международных конкурсов
Егор Колесов (орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Егора Колесова «Органные цветы», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 8 марта в 19:30.
Егор Колесов — музыкант-виртуоз, обладающий обширным репертуаром. Кроме сочинений известных композиторов — И.С. Баха, В.А. Моцарта, Р. Шумана, И. Брамса — на его концертах можно услышать редко исполняемую музыку Великобритании и скандинавских стран. Часто программы Егора Колесова включают в себя произведения XX-XXI веков и транскрипции музыки из кинофильмов. Егор Колесов — композитор, автор сочинений, в том числе и для органа.
На этот раз программа концерта состоит из пьес немецких, итальянских, французских и русских композиторов XVII-XIX веков. Особенностью будет «цветочная» тема: прозвучат три пьесы из цикла «Музыкальные цветы» Дж. Фрескобальди, «Тростники» Ф. Куперена, хоральная обработка «Вот роза расцветает» И. Брамса и знаменитый «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году.
Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Пассакалия Д. Букстехуде — единственное сочинение композитора в этом жанре. Это вариации на остинатную (повторяющуюся) тему в басу. Интересно особенное значение числа «7», применимое к опусу: тема из 7 нот проводится по 7 раз в каждом из 4 разделов («7» — символ духовного совершенства). Среди многочисленных комментариев по поводу символики чисел в этой пьесе можно отметить трактовку известного музыканта и органиста Х. Фогеля. По его мнению, в строении пьесы запечатлеваются 4 фазы луны (растущей и убывающей).
Дж. Фрескобальди — композитор, органист и клавесинист, один из наиболее значительных представителей эпохи раннего барокко. Он известен как автор сочинений для органа и клавесина во всех музыкальных жанрах этого времени. В наследии Фрескобальди — токкаты, партиты, ричеркары, фантазии, канцоны, каприччио, пассакалии, чаконы и мессы. Композитор оказал большое влияние на развитие жанра токкаты в Италии, Австрии и южной Германии. Он ввёл новый, «эффектный», импровизационный стиль её исполнения. «Играть, не соблюдая такта — так же, как исполняют мадригалы, — сообразно чувствам и смыслу слов» — писал он в предисловии к собственным сочинениям. Токката у Фрескобальди — виртуозная пьеса. Усложнение исполнительской техники выражается, в частности, в появлении педальной партии. Токката per l`elevazione (на Возношение Святых Даров) — это сочинение для особого ритуала в церкви. Святые Дары символизируют Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Они приготовляются настоятелем церкви во время службы для причащения христиан.
И.С. Бах сочинил кантату «Разум и душа сплелись» на четвёртом году работы кантором церкви св.Фомы в Лейпциге. В основу текста положен отрывок из Евангелия от Марка, в котором говорится об исцелении глухонемного человека. В кантате две части, которые исполнялись до и после проповеди. Они включают семь пьес. Обе части представлены инструментальной симфонией с развёрнутой партией органа. Хоральная обработка «Преобразись, возлюбленная душа» по каталогу Баховских произведений Вольфганга Шмидера приписывается родственнику Баха Иоганну Кристофу Баху.
Ф. Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, а также обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Он создал более 250 произведений для клавесина, изданных в 4-х сборниках. Большинство пьес имеет программные названия, отражающие богатство фантазии композитора. Это женские портреты, пейзажи, характеристики лирических состояний, театральные маски и др.
«6 этюдов в канонической форме» были сочинены Р. Шуманом для педального фортепиано — инструмента, оснащенного специальной педальной установкой с комплектом струн. Будут исполнены 4 этюда из цикла.
В творчестве И. Брамса проявились стилевые особенности двух эпох: строгость барочной формы и романтическая эмоциональность. «11 хоральных прелюдий», ор.122 — сочинение зрелого мастера. Хорал для Брамса, как и для многих композиторов-романтиков, являлся художественным символом духовности, выражением наиболее личного и откровенного. Прелюдия «Стремлюсь я душою к блаженному концу» является своеобразной драматической кульминацией цикла. В ней равномерное движение восьмых звучит как биение последних секунд отведённого человеку времени. После краткого светлого мажорного эпизода мягко, но настойчиво продолжается неумолимая пульсация, которая постепенно замедляется и останавливается. Прелюдия и фуга ля минор Брамса относится к раннему периоду творчества: она написана в мае 1856 года для Клары Шуман. Аффектированно-риторический характер вступительных разделов композиции напоминает о стилистической связи с музыкой Баха.
В заключение концерта — знаменитый «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» ярчайшего представителя музыкального романтизма, выдающегося лирика П.И. Чайковского в переложении для органа Е. Колесова.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Пассакалия in d, BuxWV 161
Джироламо Фрескобальди (1583-1643)
Три пьесы из цикла «Fiori Musicali» («Музыкальные цветы»):
Toccata avanti il Recercar
Recercar Cromaticho
Toccata per L’еlevazione
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Синфония из кантаты «Geist und Seele wird verwirret» («Разум и душа сплелись»), BWV 35
(переложение для органа А. Гильмана)
«Schmucke dich, о leibe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»), BWV 759
Франсуа Куперен (1668-1733)
«Les Roseaux» («Тростники»)
Роберт Шуман (1810-1856)
4 эскиза для педального фортепиано, op.58
Иоганнес Брамс (1833-1897)
3 хоральные прелюдии, op.122:
«Schmucke dich, о leibe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»)
«Es ist ein Ros’ entsprungen» («Вот роза расцветает»)
«Herzlich tut mich verlangen» («Стремлюсь я душою к блаженному концу»)
Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Петр Чайковский (1840-1893)
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», op.71