Балет Йозефа Байера. Спектакль Академии Русского балета им. Вагановой. Этот милый балет, поставленный в 1903 году братьями Сергеем и Николаем Легатами как аттракцион сменявших друг друга в разнообразных соло балетных звёзд, в начале прошлого века исполняли Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Павел Гердт, Михаил Фокин. В танцах на музыку Байера и дополнивших его партитуру фрагментах Чайковского, Дриго, Рубинштейна и Лядова звезды петербургского балета блистали своими коронными трюками. Дебютная постановка братьев Легатов во многом своим успехом обязана и оформлению Льва Бакста. «Фея кукол» стала одной из первых театральных работ будущего фаворита взыскательной парижской публики и законодателя европейских мод. Шумный успех и новаторство парижских спектаклей «Русских сезонов» были впереди, а в кукольных костюмах и декорациях, изображавших Петербург середины XIX века, Бакст оттачивал мастерство. Как вспоминал потом друг и коллега художника Александр Бенуа, чья коллекция народных игрушек послужила поиску образов персонажей этого балета, «Лёвушка чрезвычайно увлёкся работой над «Феей кукол». Одной из причин, почему Бакст с особым жаром и вдохновением трудился над балетом, был роман с будущей супругой Любовью Гриценко. Заканчивая декорацию игрушечной лавки, влюблённый художник задумал написать портрет своей избранницы и приглашал её позировать в декорационную мастерскую. Получившийся удачным портрет Бакст решил включить в декорацию. Модель не протестовала. «Фигура её на холсте была аккуратно вырезана и пришита к общей «паддуге» среди всяких паяцев, кукол, барабанов, мячей, тележек и прочих игрушек, — вспоминал Бенуа. — Любовь Павловна висела в своём новомодном парижском чёрном платье и огромной чёрной шляпе! Немалое, как тогда говорили, впечатление произвела эта чудаческая выходка художника на высокопоставленных зрителей… Все в зале спрашивали друг друга, что это за дама висит, как живая, среди игрушек? Таким образом, сердечная тайна влюблённых стала «басней города»…». «Фею кукол» публика любила. И хотя после революции, в 1920-е годы, когда в советской стране многие шедевры «царского прошлого» были поставлены под сомнение, спектакль сохранялся в репертуаре, и его не миновали несколько десятилетий забвения. В 1989 году о спектакле про кукол вспомнил художественный руководитель Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой Константин Сергеев, который в детстве ещё мог видеть его на петроградской сцене. Сергеев вернул балет на сцену, сделав свою редакцию с расчётом на детское исполнение. Сегодня «Фея кукол» снова в репертуаре Академии русского балета им. Вагановой. В кукольной лавке начинается рабочий день. Хозяин отдаёт распоряжения приказчикам. Почтальон приносит письма, рассыльный доставляет коробки. Служанка просит приделать новую голову разбитой кукле. Первые покупательницы выбирают понравившиеся им игрушки. Пришедшим в лавку Купцу с женой и дочкой и семье Мистера Плумпетемера хозяин лавки показывает механические куклы. Стараясь удивить богатых покупателей, он демонстрирует самую красивую — Фею кукол. Своим танцем она приводит в восторг посетителей — каждой девочке хочется стать хозяйкой такой красавицы. Мистер Плумпетемер и купец расплачиваются и просят прислать покупки домой. Как только последние посетители уходят, а хозяин закрывает лавку, куклы оживают. Фея приглашает кукол на бал. Спектакль идёт без антракта.