Саксофон, флейта и орган — отнюдь не самое частое сочетание; три этих духовых инструмента, объединённые общей природой звука, обладают не только совершенно разными принципами звукоизвлечения, но, в первую очередь, связаны с рядом различных эстетических контекстов и коннотаций. Сочетание в одной программе романтической и постромантической музыки с барокко позволяет нам оценить их спектр в полной мере. В XIX веке саксофон не имел того «джазового» амплуа, которое часто определяют его восприятие в наши дни. Изобретённый в 1840 году и получивший большое распространение к концу XIX века, инструмент с его мягким вкрадчивым звучанием отражал дух времени — декоративного, изысканного, красочного. Многие композиторы с восторгом восприняли это изобретение, оценив его как особую звуковую краску в романтической — а следом и импрессионистической — палитре. В оперных партитурах саксофон встречается у таких композиторов, как Гектор Берлиоз, Жюль Массне, Лео Делиб, в оркестровой — у Жоржа Бизе. Другой не менее популярный инструмент этого времени — поперечная флейта. Обладающая лëгким и ярким «воздушным» тембром и исключительной подвижностью, она стала одним из любимых оркестровых красок эпохи модерна. Разработанный в XIX веке новый тип инструмента — так называемая флейта Бëма, созданная с учётом новых реалий музыкальной практики — отличался особым блеском звука и неисчерпаемыми виртуозными возможностями. Совсем иным было звучание барочной флейты-траверсо; в музыке К. Ф. Э. Баха мы услышим попытку воссоздать его средствами современного инструмента. В пьесе Гайдна орган перевоплощается в его классицистский «симулякр» — механические флейтовые часы, воспроизводящие готовую записанную пьесу посредством вращающихся валиков, — а пассакалия Генделя заставляет нас вспомнить о благословенных временах, когда орган и клавесин имели общий репертуар и общий «музыкальный лексикон». Исполнители: Инна Черепанова (флейта) Серафима Верхолат (саксофон) Ирина Розанова (орган) В программе: Франц Доплер (1821–1883) — Andante et Rondo, op. 25 Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) — Фантазия для саксофона Марко Энрико Босси (1861–1925) — Piece heroique, op. 128 Рассел Питерсон (род. 1969) — Трио для флейты, саксофона и фортепиано (версия для флейты, саксофона и органа) Йозеф Гайдн (1732–1809) — Flötenuhr Musik Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) — Концерт ре минор для флейты и струнных, Wq. 22, Un poco andante Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Пассакалия из Клавирной сюиты № 7 соль минор, HWV 432