Евгений Онегин

Евгений Онегин
Опера Петра Чайковского в постановке Алексея Степанюка. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
«Что я могу ещё сказать?» Татьянин вопрос неизбежно задаёт себе каждый режиссёр, ставящий «Евгения Онегина» — самую популярную русскую оперу. Особенно сложной эта задача оказывается в Мариинском театре, на исторической сцене которого хранится эталонный «Онегин» — классический темиркановский спектакль 1982 года.
Алексей Степанюк поставил «лирические сцены» Чайковского как драму чувств и драму взросления. Его постановка аутентична уже потому, что рассчитана на молодой исполнительский состав — как того и хотел композитор, долго сопротивлявшийся передаче своего сочинения на большую сцену. Сёстры Ларины, Онегин, Ленский — в спектакле Степанюка это очень молодые люди, а молодости, как известно, присущ максимализм. Любовь, отвержение, ревность, гнев, обида: переживаемые впервые, эти чувства сотрясают души героев и приводят к катастрофическим последствиям. И пусть на сцене XIX век с его кодексом чести и социальными нормами — переживания героев вполне понятны современному зрителю, в том числе — и особенно — молодёжи. Все узнаваемы: застенчивая, «книжная» девушка (Татьяна); жизнерадостная, румяная резвушка-хохотушка (Ольга); ранимая «творческая натура» (Владимир); высокомерный и эгоистичный щёголь (Евгений). Все они остаются один на один с сильнейшими чувствами: старшее поколение, увы, не только не в силах помочь (няня), но и толкает молодёжь в пропасть (старый дуэлист Зарецкий). Критическая точка взросления — смерть Ленского; юный поэт успевает проводить взглядом удалившиеся «весны златые дни» и навсегда остаётся восемнадцатилетним.
Драма Татьяны и Евгения — это история «несинхронного» взросления, когда один «дорастает» до чувств другого, но, увы, поздно.
Чайковский относится к переживаниям действующих лиц с полной серьёзностью. Здесь нет пушкинской иронии, нет аналитика-рассказчика, а дистанция между автором и героями сокращена до нуля. За исключением нескольких жанровых сцен — бальных и крестьянских, — вся партитура посвящена человеческой психологии. Вживаясь в образы оперных персонажей, композитор-эмпат передаёт их внутренний мир в тончайших градациях — и предчувствие любви в томительных сновидениях, и заманчивые мечты, и «волшебный яд желаний», и пронзительную сердечную боль: «О боже, как обидно и как больно».
В исполнении молодых артистов эта музыка звучит с покоряющей искренностью. Психологический рисунок каждой роли продуман до мелочей, до малейшей интонации и жеста; зрителям можно настоятельно посоветовать взять с собой бинокль, чтобы не упустить детали режиссёрской и актёрской работы. В бинокль стоит разглядывать и детали великолепной сценографии (художник-постановщик — Александр Орлов, художник по костюмам — Ирина Чередникова) — одновременно лаконичной и яркой, комментирующей и обобщающей. Георгиевский крест на груди Гремина подскажет: Татьянин муж отнюдь не старик, а герой войны 1812 года. Хлыст, с которым Онегин впервые явился к дружелюбным соседям, предвосхищает его воспитательную беседу с Татьяной. Мельничное колесо в сцене дуэли — не часть романтического сельского пейзажа, а символ неумолимого колеса судьбы, в которое угодили два друга. Словно мельничными жерновами будет растёрта в прах жизнь вчерашнего ребёнка, не сумевшего выпутаться из жестокой взрослой игры на выбывание. Но самый эффектный и запоминающийся визуальный лейт-образ спектакля — яблоки, ставшие визитной карточкой постановки. Помимо аппетита, яблоки вызывают у зрителя множество ассоциаций: это и ранняя осень в деревне, и райский сад, и молодильное яблоко, и запретный плод, и яблоко раздора.
По расчётам Юрия Лотмана, Онегин встретил княгиню Гремину в Петербурге в 1822 году. Мариинская постановка датирует ещё точнее: на Неве за окнами бального зала идёт ледоход. Значит, «тому самому» балу вот-вот исполнится двести лет; пусть этот своеобразный юбилей станет поводом ещё раз (или впервые) посетить «Евгения Онегина» — оперу, обладающую редким даром покорять «все возрасты».
Сад в усадьбе Лариных. Издали доносится пение Татьяны и Ольги. Ларина и няня Филиппьевна, слушая их, вспоминают свою молодость. Неожиданно появляются гости: Ленский, сосед Лариных и жених Ольги, привозит своего друга Онегина — молодого человека, недавно приехавшего из столицы. Пока Ленский объясняется с Ольгой, новый знакомый беседует с Татьяной. Няня замечает, как она взволнована встречей;
Комната Татьяны. Татьяна не может заснуть. Филиппьевна старается унять её волнение рассказом о своей девичьей доле. Оставшись одна, Татьяна пишет письмо Онегину. С рассветом она просит няню передать его;
Сад Лариных. Татьяна в тревоге ждёт ответа. Появляется Евгений: он тронут признанием, но не может ответить взаимностью;
Дом Лариных. Бал в честь именин Татьяны. Ленский уговорил друга приехать к Лариным, однако праздник и гости вызывают у Онегина раздражение. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Готовность, с которой девушка принимает знаки внимания, повергает Ленского в отчаяние. Он затевает ссору с Евгением и вызывает того на дуэль;
Заброшенная мельница. Ленский с секундантом Зарецким ждут Онегина. Владимир с болью и тоской думает об ушедших «златых днях» своей юности. Наконец появляется соперник. Бывшие друзья готовы забыть обиды, но соображения чести берут верх. Раздаётся выстрел — Ленский убит;
Зал богатого дома в Петербурге. После долгого отсутствия Онегин возвращается к столичной жизни и встречает Татьяну замужней дамой. Теперь она в центре внимания светского общества. Муж Татьяны, князь Гремин, рассказывает Евгению о своём счастье. Преображение давней знакомой воспламеняет в Онегине чувства;
Гостиная в доме Гремина. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Неожиданно он является сам и страстной мольбой вырывает ответное признание. Но решение Татьяны бесповоротно: она останется верна мужу.
Спектакль идёт с двумя антрактами.

Стоимость 1100 - 4200
Участвуют:
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
17 января, 18 января ...
08 января, 11 января ...
08 января, 09 января ...
10 января, 09 февраля ...
08 января, 12 января
17 января, 18 января
11 января, 20 февраля ...
08 января, 09 января ...
Янв
11
10 января, 23 января
Янв
19
11 января, 07 февраля
Янв
11