В преддверии ХIII Международного органного фестиваля «Мариинский». Исполнители: Ольга Котлярова (орган); Солисты оперы и Хор Мариинского театра; Дирижёр — Константин Рылов. В программе: Антонин Дворжак — Месса ре мажор, соч. 86. Чешский мастер Антонин Дворжак не раз обращался к католическим богослужебным текстам: ему принадлежат монументальные оркестрово-хоровые Stabat Mater, Te Deum, Реквием и другие сочинения. Ре-мажорная месса не столь масштабна и по продолжительности, и по составу исполнителей — причиной тому совершенно земные обстоятельства. В 1887 году к Дворжаку обратился архитектор и покровитель искусств Йозеф Главка: для освящения новой часовни в замке своего поместья в Лужанах он попросил композитора написать мессу. Большой хор и оркестр в часовне просто не поместились бы, так что Дворжак мог рассчитывать только на камерный состав певцов и орган. Несмотря на такие «ограничения», композитор создал сочинение, исполненное благородной простоты и искренности. Здесь почти нигде нет громогласного звучания хорового тутти, нет и развернутых сольных арий. Торжественные, возвышенные, скорбно-смиренные настроения выражены в прозрачной фактуре, гармонии просты и ясны, а темы скорее напоминают о песнях, нежели об ортодоксальном строгом письме. В день окончания работы Дворжак писал Главке: «Думаю, это произведение исполнит своё предназначение. Его можно назвать: вера, надежда и любовь к всемогущему Богу... я пользовался скромными средствами и все же смею сказать, что преуспел в работе». Через несколько лет после премьеры Дворжак оркестровал сопровождение — в таком варианте, более подходящем для крупных залов, Месса чаще всего исполнялась в последующие годы. В преддверии органного фестиваля у зрителей есть возможность услышать её в первоначальном звучании.